Арсений (Суханов)


Иеромона́х Арсе́ний (в миру Анто́н Пути́лович Суха́нов; 1600, дер. Спицыно, Псковский стан, Соловской уезд — 14 августа 1668, Москва[1]) — русский церковный и государственный деятель, дипломат, писатель и книжник, иеромонах, строитель (распорядитель) московского Богоявленского монастыря, келарь Троице-Сергиева монастыря. Совершил несколько путешествий на Восток. Автор «Прений с греками о вере» и «Проскинитария».

Антон Суханов родился в 1600 году в семье обнищавшего дворянина Путилы Елизарьевича Суханова, скитавшегося по дворам своих тульских знакомых («волочился меж двор на Туле»). Юноша рос любознательным и серьёзным и вскоре ушёл в монастырь набираться учёности, сменив мирское имя Антон на монашеское Арсений. Он освоил греческий, латинский и польский языки, стал широко образованным человеком своего времени. Владел грамматикой, риторикой и диалектикой. По мнению С. А. Белокурова, Суханов получил образование в одной из школ западнорусских братств. Был переписчиком книг, архидиаконом, выполнял обязанности личного секретаря патриарха Филарета, став одним из первых известных русских библиофилов[2]. Он на собственные средства приобретал и даже заказывал рукописные книги. Для этого Суханов отказался от причитавшегося ему «поденного питья» — кружка меда и три кружки пива, получая взамен его стоимость — по две деньги за кружку. Известно семь рукописей, принадлежавших Суханову лично. Рукописи испещрены сделанными его рукой пометами и замечаниями к прочитанному[3]. Суханов оставил большое число автографов — изучая библиотеки греческих монастырей, в книгах, отобранных для отправки в Москву, в нижней части одного из первых листов он писал своё имя — «арсеніи»[3].

В 1637 году Суханов был направлен вместе с посольством князя Фёдора Волконского в Кахетию, к царю Теймуразу. Арсений имел особое поручение «расспросить про все и разведати всякими мерами подлинно: какова их земля и сколь просторна, на скольких верстах и сколько в ней городов, и сколь людна, и каковы люди, и какие в ней узорочья, и любят ли Теймураз-царя». Ему также было поручено «веры их рассмотреть и разведать гораздо — какова у них вера и нет ли у них в чём розни, не изрозьнено ль что?»[4].