Православные братства


Правослáвные брáтства (церкóвные брáтства) — форма добровольного объединения православных мирян при приходских, реже монастырских храмах. Целями этих объединений обычно является попечение о храме, благотворительная и просветительская деятельность, защита православия.[1][2][3] Важной составляющей деятельности братств является взаимная помощь членов братства в мирских и духовных нуждах.[4]

На протяжении своей истории православные братства в своём развитии прошли ряд этапов и связанных с ними трансформаций.

Наиболее архаичной формой объединения мирян на русских землях были древние северо-восточные братчины. На основании этнографических данных (фольклорные сказания, песни, поговорки и прочее) исследователи выдвигают гипотезу о том, что братчины ведут своё происхождение из времён языческих и первоначально являлись ритуальными пиршествами, посвящёнными богам-покровителям местной общины.[1] Но это лишь предположение, так как первые документальные летописные сведения о братчинах относятся уже к временам христианским.[5]

Первоначально братчина представляла собой праздничное застолье всех жителей общины, приуроченное к какому-то христианскому празднику (часто — Троицын, Петров, Николин день, престольный праздник местной церкви), продукты для которого собирали в складчину. Традиционной составляющей её было также в складчину сваренное пиво (в восточно-русских областях)[5] или сычёный мёд (в западно-русских областях)[1]. За столом во время братчины часто решали важные для общины вопросы, требующие совместных действий, благодаря чему слово «братчина» приобрело значение всякого общего дела. Под 1159 годом Ипатьевская летопись сообщает, что полочане звали своего князя Ростислава на братчину ко Святой Богородице старой на Петров день.[6] По мнению историка С. М. Соловьёва, уже из этого первого краткого упоминания в летописных источниках видно, что братчину справляли на христианский праздник, что собирали её у церкви, а следовательно, по-видимому, являлась, праздником церковного прихода, а также видно, что кроме участвующих на неё приглашали почётных гостей.[5]