Петров день


Петро́в день — день святых апостолов Петра и Павла в народном календаре славян, приходящийся на 29 июня (12 июля)[3].

Это день окончания «купальских празднований» и начала летних свадеб[4], прощание с весной[5][6], первая прополка и подготовка к сенокосу[6][4]. Петров день отмечался два-три дня[7].

рус. Пётр-Павел[9], Петрок, Петры и Павлы, Петров день — разговенье, Петровки[10], Праздник солнца[11], Ярилин день[12], Петры-рыболовы[13], Рыболов, Облупа[14] (тульск.), Навозница[15], Петраки[16]; белор. Пятро, Пэтроў дзень, Пятро-Павел, Пятрок, Паўлюк, Павел, Пятры[17]; полес. Петра, Петро, Петров день, Петро и Павел, Петрок, Петро-павло, Петрочек[18]; укр. Петрів день[19][20], Пе́тра[21], Петро-Павло[22], Петропавлов день, Петра і Павла[23], Петра, Свято Петра й Павла[24]; серб. Петровдан[25]; болг. Петровден, польск. Piotra i Pawła[26], чеш. Sv. Petr a Pavel[27].

Согласно святителю Димитрию Ростовскому, день смерти апостола Павла либо совпадает с днём смерти апостола Петра, либо его смерть произошла ровно через год после распятия апостола Петра. О том, что казнь апостола Петра предшествовала казни апостола Павла, сообщает Блаженный Августин[28].

Этот праздник также связывают с перенесением мощей апостолов Петра и Павла, которое состоялось в Риме 29 июня 258 года, и с тем, что со временем содержание этого события было утрачено и день 29 июня стал рассматриваться как день общего мученичества святых Петра и Павла[29].

В славянской традиции Пётр и Павел являются парными персонажами (ср. Кузьма и Демьян, Флор и Лавр), которые часто могут выступать в едином образе: Пётр-Павел, Петро-Павло, Петропавля. Болгары считали их братьями, иногда даже близнецами, у которых была сестра — святая Елена или святая Мария (Огненная). Пётр — младший брат и более добрый: он позволяет земледельцам работать в свой праздник. Павел — старший, он грозен и сурово наказывает нарушителей праздничных обычаев, посылая с неба гром и молнии, сжигающие снопы. По сербскому преданию, «разделение вер на православную и католическую произошло после ссоры апостолов: Пётр объявил себя православным (сербом), а Павел сказал, что он католик (шокац)». В представлении славян Пётр и Павел занимают особое место, выступая в роли хранителей ключей от рая (ср. белорусское название созвездия Лебедя — Пятрова палка, которое воспринимается также как ключ от рая). Болгары также считали святого Петра сторожем райского сада, охраняющим золотое райское дерево, вокруг которого в виде мух и пчёл летают души умерших детей[30].