Артикуляция (музыка)


Артикуля́ция (от лат. articulo — расчленяю, членораздельно произношу) — способ исполнения последовательного ряда звуков при игре на музыкальном инструменте или при пении вокальных партий[1]. Музыкальная артикуляция аналогична артикуляции речи[англ.], а в эпоху барокко и классицизма она преподавалась по аналогии с ораторским искусством[2].

Артикуляцию следует отличать от фразировки — средства выразительности, заключающееся в выделении музыкальных фраз. Хуго Риман в отношении разграничения этих терминов писал, что артикуляция «есть нечто техническое, механическое», а фразировка — «нечто идеальное, умопостигаемое». Теодор Вимайер в отношении фразировки указывал, что она в словесной речи соответствует пунктуации и служит для расчленения мыслей, в то время как артикуляция сходна с произношением отдельных слов и необходима для «группирования» внутри фразы. Карл Маттеи выразился по этому вопросу следующим образом: фразировка — это «установление расчленения в музыкальной ткани», она подобна тому, как в словесной речи происходит разделение предложение знаками препинания. В отличие от неё артикуляция служит для соединения и разъединения отдельных частей (тонов) музыкальной фразы. «Артикуляция хороша, если мысль декламируется соответственно своему содержанию, и каждому тону соответствует определённая, необходимая в данном случае связывающая или расчленяющая манера удара», — конкретизировал свою мысль Маттеи[3]. Герман Келлер также высказывался на эту тему путём указания на аналогии со словесной речью и разным характером этих музыкальных средств: «Фразировка определяет ход мыслей, артикуляция определяет выражение мелодии через применение легато и стакатто»[4].