Капитан Гастингс


Капитан Артур Гастингс (англ. Captain Arthur Hastings) — вымышленный литературный персонаж произведений знаменитой английской писательницы Агаты Кристи, партнер, помощник и лучший друг частного детектива бельгийца Эркюля Пуаро. Капитан Гастингс появляется во многих произведениях Агаты Кристи, где главным действующим лицом выступает Эркюль Пуаро, включая первое — «Загадочное происшествие в Стайлзе» и последнее — «Занавес».

В настоящее время образ Гастингса стойко ассоциируется с Пуаро; частично это вызвано тем, что многие из ранних серий телевизионного сериала «Пуаро Агаты Кристи» были сняты по рассказам, в большинстве которых появлялся капитан (например, «Загадочное происшествие в Стайлзе»). Для творчества Кристи, тем не менее, образ Гастингса имеет значительно меньшее значение. Он не стал героем двух наиболее знаменитых романов о Пуаро — «Смерть на Ниле» и «Убийство в Восточном экспрессе»; из пятнадцати романов о Пуаро, опубликованных с 1920 по 1937 год, он появляется менее чем в половине. Кроме того, при создании расширенной версии рассказа «Чертежи субмарины» (1923), который получил новое название «Невероятная кража» (1937), Кристи удалила персонаж Гастингса.

Гастингс имеет яркое сходство с другом ещё одного великого детектива Шерлока Холмса — доктором Ватсоном. Оба персонажа являются рассказчиками; не могут сразу увидеть значение улик и событий, ведущих к разгадке преступления — таким образом, эти герои своеобразно «оттеняют» своих друзей для читателя. Кроме того, налицо и сходство биографий доктора Ватсона и капитана Гастингса: Гастингс — единственный близкий друг Пуаро, они некоторое время делят квартиру, когда бельгиец решает открыть своё детективное агентство. Также сходство мира Пуаро с миром Холмса усиливает наличие ещё одного персонажа — старшего инспектора Джеппа, близкого «литературного потомка» инспектора Лестрейда, персонажа произведений о Холмсе.

Эксперименты Кристи с повествованием от первого лица (особенно в «Убийстве Роджера Экройда») показывают, что писательница пыталась расширить границы детективного романа. В произведении «Десять негритят» (1939), одном из самых удачных, повествование переходит от одного персонажа к другому (в том числе к подозреваемым), таким образом, события предстают с разных точек зрения. Эволюция произведений Кристи показывает, что писательница всё-таки предпочла повествование от третьего лица.