Смит, Арт


Арт Смит (англ. Art Smith), полное имя — Артур Гордон Смит (англ. Arthur Gordon Smith) (23 марта 1899 — 24 февраля 1973) — американский актёр театра и кино, более всего известный ролями в бродвейских постановках 1930-х годов и ролями второго плана в голливудских фильмах нуар 1940-х годов.

Успешный бродвейский актёр, Смит пришёл в кино в начале 1940-х годов, когда ему было 44 года. Невысокого роста, «седовласый характерный актёр»[2], Смит обычно играл зрелых, прилежных и величественных профессионалов. Свои наиболее памятные роли он сыграл в фильмах нуар «Грубая сила» (1947), «Розовая лошадь» (1947), «Звук ярости» (1950) и «В укромном месте» (1950), а также в мелодраме «Письмо незнакомки» (1948).

В начале 1950-х годов Смит был включён в чёрный список Голливуда, что почти на десятилетие лишило его возможности работать в кино.

Артур Гордон Смит родился 23 марта 1899 года в Чикаго, он был единственным сыном в семье артиста и театрального менеджера Норманна Линкольна и его жены, актрисы и опытной пианистки Джейн Смит. В детстве Смита родители часто переезжали с места на место. Некоторое время его отец был директором театра в Портленде, во время учёбы в школе семья жила в Сиэтле[3].

Интересовавшийся актёрской игрой с ранних лет, Смит начал изучать актёрское мастерство в Театре Гудмана в Чикаго, дебютировав на профессиональной сцене в 1926 году в комедии «Сон в летнюю ночь». Чтобы свести концы с концами, Смит сменил несколько работ, в том числе был строителем и фабричным рабочим, однако мечтал исключительно об актёрской карьере[3].

В ноябре 1929 года впервые вышел на бродвейскую сцену, сыграв вместе с Бетт Дэвис в комедии «Разбитые тарелки»[3], которая в течение полугода выдержала 178 представлений[4]. В 1930-е годы Смит стал «известным театральным актёром»[5] в составе популярного политического Театра «Группа». Он сыграл в спектаклях «Дом Коннелли» (1931) по пьесе Пола Грина, и «Люди в белом» (1934) Сидни Кингсли и других[4], а также практически во всех спектаклях по пьесам Клиффорда Одетса[5], в том числе, «В ожидании Лефти» (1935), «Проснись и пой!» (1935 и 1939), «Золотой мальчик» (1937—1938) и «Ракета на Луну» (1938—1939)[4]. В общей сложности в 1930-е годы Смит сыграл в 18 бродвейских спектаклях[4]. За игру в спектакле «Ракета на Луну», которая вызвала восхищение критика «Нью-Йорк таймс» своей «потрясающей проницательностью и силой чувств»[3], Смит завоевал премию нью-йоркских критиков[5].