Архитектура постмодернизма в России


Постмодерни́зм — направление в мировой архитектуре, возникшее во 2-й половине 1960-х годов, как реакция на идеологию модернизма. Приверженцы постмодернизма опирались на традицию, а рациональности модернизма противопоставляли внимание к эмоциональному воздействию архитектуры. Для постмодернизма характерны внимание к контексту, стилевой плюрализм (доходивший до радикальных форм), историзм, учёт мнения заказчика и публики. Работы постмодернистов отличались игровым началом, иронией, театральностью, а также использованием метафор и символов[1].

Идеология постмодернизма возникла в архитектуре СССР во второй половине 1960-х годов, но в практику стилистические приёмы нового направления вошли только со второй половины 1970-х годов. Искусственное торможение развития советской архитектуры, ограниченное рамками модернизма, привело к тому, что постмодернизм достиг расцвета в постсоветский период, в архитектуре России 1990-х годов, когда за рубежом мода на него уже прошла.

Появление идеологии постмодернизма в советской архитектуре датируют серединой 1960-х годов. В этот период появляются сомнения в полезности установившейся к рубежу 1950—1960-х годов монополии техницизма в архитектуре. Толчок процессу дала тема охраны памятников — принятие Венецианской хартии и учреждение Международного совета ЮНЕСКО по охране памятников и исторических мест ИКОМОС, — нашедшая отражение в профессиональной печати и положившая начало критики советского модернизма, функционального зонирования, типового проектирования. В архитектурной мысли центральной проблемой становится художественно-эстетическая проблематика: возникают новые термины — «средовое проектирование», «экологический подход», «социально-культурный фактор» и др.[2]

Новые веяния долгое время не находили отражения в практике. Только со второй половины 1970-х годов происходит трансформация принципов формообразования, обогащение художественного языка, расширение палитры выразительных средств (вплоть до использования исторических мотивов и деталей), появляется использование ассоциаций и аллюзий. На это время пришлось формирование стилевых признаков советского постмодернизма и возникновение контекстуального проектирования, ставившего цель органично вписать здание в среду. Характерное для постмодернизма обращение к историзму (классицизму) нашло отражение в проекте музея В. И. Ленина в Горках (1974—1980, арх. Л. Н. Павлов, Л. Ю. Гончар); к игровой архитектуре — в проекте перестройки кукольного театра в Воронеже (1984, арх. Н. С. Тополев, В. Г. Фролов); к региональной архитектуре — в проекте восточной бани «Хамом» в Ташкенте (1971—1980, арх. А. С. Косинский и другие)[2].