Асенефа


Асенефа, также Асенат[1] (ивр. אָסְנַת‎, Asənat, ʼĀsənạṯ; Аснат, Асенеф, Аснаф, Асиаф, Асеннеф, Асанеф, Асенет — возможно, от «служительница Нефы (Анат)», египетской богини мудрости и войны), — библейский ветхозаветный персонаж, жена Иосифа Прекрасного.

Согласно Ветхому Завету, Асенефа была девушкой из знатного эллинского рода, которую фараон дал в жены Иосифу, когда началось его возвышение:«И нарек фараон Иосифу имя: Цафнаф-панеах, и дал ему в жену Асенефу, дочь Потифера, жреца Илиопольского» (Быт. 41:45)

Она родила ему двух сыновей, которые были усыновлены её свекром Иаковом и стали родоначальниками двух колен Израиля — Манассиина и Ефремова:«До наступления годов голода, у Иосифа родились два сына, которых родила ему Асенефа, дочь Потифера, жреца Илиопольского. И нарек Иосиф имя первенцу: Манассия, потому что [говорил он] Бог дал мне забыть все несчастья мои и весь дом отца моего. А другому нарек имя: Ефрем, потому что [говорил он] Бог сделал меня плодовитым в земле страдания моего» (Быт. 41:50—52).

Теолог Дмитрий Щедровицкий пишет: «Имя жены Иосифа — Асенефа (Аснат) — означает „служительница богини Нейт“, богини мудрости, приблизительно соответствующей греческой Афине. Отец Асенефы был жрецом бога Она, то есть Озириса. Иосиф таким образом вводится в египетское жречество и становится причастен к тайнам религии Египта. Очевидно, очень сложной и важной была духовная задача Иосифа: он должен был, не опровергая открыто постулаты египетской религии, заняв положение верховного вельможи и видного жреца, постепенно привести египетский народ к познанию Единого Бога. Об этом прямо говорится в псалме: в Египте Иосиф „…наставлял вельмож его по своей душе и старейшин его учил мудрости“ (Пс. 104:22[3].

Совпадение имени её отца с именем первого хозяина Иосифа — Потифара (начальника царских телохранителей) — вызывало вопрос о тождественности двух этих персонажей. Жена Потифара (Зулейка), таким образом, могла оказаться её матерью (согласно одному из мидрашей, влюбившись в Иосифа, Зулейка обратилась к астрологам, и те сказали, что у них будут общие потомки, и от этого Зулейка убедилась в том, что поступает правильно). Иудейские толкователи спорят об их возможной тождественности. Иоанн Златоуст считает, что это два разных Потифара, так как в противном случае не потребовалось бы уточнения «жрец»[4].

По толкованиям мидраша «Пирке де рабби Элиэзер» (48), Асенефа была не родной дочерью Потифара, а приёмной: на самом деле она являлась дочерью Дины от изнасиловавшего её царевича Шхема, то есть приходилась Иосифу племянницей — этот сюжетный поворот нужен легенде, чтобы Иосиф не осквернился браком с представительницей чужого народа. Это рассуждение подкрепляется логическими расчётами и тем, что Асенефа упоминается в числе 70 потомков Иакова, обосновавшихся в Египте[5].