Атака лёгкой кавалерии (фильм, 1968)


«Атака лёгкой кавалерии» (англ. The Charge of the Light Brigade) — художественный фильм режиссёра Тони Ричардсона.

1854 год, Крымская война. В ходе Балаклавского сражения бригада лёгкой кавалерии под командованием графа Кардигана по приказу главнокомандующего британской армией лорда Реглана бросилась на штурм русских позиций, чтобы отбить артиллерийские орудия, захваченные русскими у турок. В результате бессмысленной атаки бригада понесла колоссальные потери.

Сценарий был написан Чарльзом Вудом по первому наброску Джона Осборна. Он стремился быть предельно аутентичным, частично основанным на исследованиях Сесила Вудхэм-Смита «Причина почему» (1953). Режиссер Тони Ричардсон уволил его за отказ переписать свой сценарий, поскольку он был слишком близок к книге[2]. В 2002 году неспродюсированный оригинальный сценарий Осборна был переработан в радиопостановку для BBC Radio 4. В оригинальном эфире Чарльз Дэнс играл Кардигана, Дональд Синден — Лукана, Джозеф Файнс — Нолана, Алек МакКоуэн — Рэглана и Линн Миллер — Фанни Даберли[3].

В своих мемуарах Тони Ричардсон упоминает, что обращался к Рексу Харрисону с просьбой сыграть лорда Кардигана. Однако газета ошибочно сообщила, что на эту роль был выбран Джордж К. Скотт. Эта новость привела Харрисона в ярость, и он выбыл из проекта, что вынудило авторов пригласить Тревора Ховарда[2]. Питер О'Тул рассматривался на роль капитана Нолана[2]. По воспоминаниям Иэна Холма, он рассматривался на роль в этом фильме[2]. Лоуренс Харви в рамках соглашения с Woodfall Films получил роль русского князя, но его роль была полностью вырезана[2].

Режиссер Тони Ричардсон потратил годы на переговоры с турецким правительством о разрешении съемок в Турции и использовании военных статистов, полагаясь на помощь американских и французских дипломатов[2].

Чтобы сохранить аутентичность, ни один актер мужского пола не пользовался гримом, а актрисы использовали только тот грим, который был доступен в середине 19 века. Необычные объективы и световые эффекты использовались на протяжении всего фильма, чтобы придать ему ощущение дагерротипии и других старых фотографических процессов, тем самым придав фильму больше ощущения того времени. Униформа в батальных сценах была потрепана для достоверности. Позже, когда были сняты сцены в Лондоне, пришлось сшить новую униформу[2].