Ателлана


Ателла́на (от лат. fabula atellana, басня из Ателлы) — короткие фарсовые представления в духе буффонады, названные по имени города Ателла (совр. Аверса) в Кампанье, где они зародились[1].

Придуманные во II веке до н. э., ателланы представляют стереотипных и гротескных персонажей. Главных масок было четыре:

Предшественниками ателлан являются греческие флиаки. А сами они, разыгрывавшиеся римскими комедиантами и фигурировавшие в качестве дополнений к трагедиям, также имеют продолжение. Это комедии дель арте. Родственны им и русские представления Петрушки, немецкие Кашперля и тому подобные.[3]

Ателланы ставились и в эпоху христианства — об этом свидетельствуют учителя церкви Тертуллиан и Арнобий, возмущавшиеся безнравственным, по их мнению, содержанием пьес[4]. В XVI веке маски ателланы вновь появляются в народной итальянской комедии — таким образом, ателлана оказала влияние на позднейшую итальянскую комедию дель арте[5].

Ателланы отличались большой грубостью и часто скабрёзностью содержания; писались они нелитературным латинским языком. По сведениям энциклопедического словаря Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, сохранилось всего 106 названий ателлан. В начале I века до н. э. эти безыскусственные комедии получили литературную обработку со стороны двух авторов — Помпония и Новия. До нас дошли лишь отдельные стихи литературной ателланы[6]. В произведении Помпония «Папп обойдённый» честолюбивый старик проваливается на выборах, но утешает себя тем, что говорит:

Коль ты, отец, всё будешь приглашать такого сорта избирателей,
То ты сидеть в гробу скорее будешь, чем в курульном кресле[7]!