Римский театр


Римский театр, как и римская драма, имеет своим образцом театр греческий, хотя в некоторых чертах и отличается от него. Места для зрителей в римских театрах занимают не больше полукруга, оканчиваясь в направлении к сцене по линии, параллельной этой последней. Сцена имеет длину вдвое большую, нежели в греческом, лестницы ведут с мест для зрителей на сцену, чего не было в греческом. Глубина орхестры меньше при той же ширине; входы в орхестру уже; сцена ближе к центру. Все эти отличия можно наблюдать на развалинах многих римских театров, из которых наиболее сохранившиеся в Аспенде (Aspendos), в Турции и в Оранже (лат. Arausio) во Франции.

Витрувий даёт точное описание плана и сооружения римских театров, как бы устанавливая два независимых один от другого типа театров. Уклонения римского театра от греческого объясняются сокращением, потом полным упразднением роли хора и в зависимости от этого делением орхестры на две части: и то, и другое началось ещё у греков и только получило у римлян законченное развитие.


Римская мозаика с изображением актёров и игрока авлоса (Дом трагического поэта, Помпеи)
Хорошо сохранившийся римский театр в Босре (Сирия)
Схематический план греческого и римского театров
Театр в Остии
Древнеримский театр в Оранже, юг Франции, 2008 г.
Статуэтка из слоновой кости римского актёра трагедии I века
Актёр и две музы, фреска из Геркуланума