Аттические ночи


«Аттические ночи» (лат. Noctes Atticae) — труд римского писателя Авла Геллия в 20 книгах, написанный в 140-х — 160-х годах. Представляет собой сборник выписок из сочинений предшественников и комментариев к ним, посвящённый в первую очередь римским древностям. «Аттические ночи» ценны тем, что сочинения многих писателей, цитируемые Геллием, не сохранились до наших дней. Благодаря этому труду в лексике современных языков закрепились такие слова, как «гуманизм», «классический», «пролетарий».

«Аттические ночи» относятся к популярному в I—II веках жанру выписок (зачастую беспорядочных) из сочинений предшественников и комментариев к ним[3]. Следуя тенденциям своего времени, Авл Геллий сосредоточился на римских древностях — в основном, реликтах языка, литературы, философии и права, в особенности тех, которые были неясны его современникам[3][4]. Внимание к старине проявилось и в намеренном уходе от современности и от обсуждения текущих событий.

«Аттические ночи» плохо классифицируются в современной системе литературных жанров. Например, М. фон Альбрехт считает это сочинение собранием кратких эссе и «предтечей современной эссеистики», в двухтомной «Истории римской литературы» оно определяется как сборник выписок, а отдельные фрагменты его сочинения сравниваются с короткими рассказами, «бытовыми сценками»[5]. Выбор названия, по словам самого автора, был обусловлен началом работы над сборником в Аттике (окрестности Афин) длинными зимними ночами. «…Поскольку мы начали забавы ради составлять эти записки, как я сказал, долгими зимними ночами в земле Аттической, — пишет Авл во вступлении, — то и назвали их по этой самой причине „Аттические ночи“, нисколько не подражая высокопарным заглавиям, которые многие писавшие на обоих языках придумали для этого рода книг».

Эта версия принимается и современными исследователями[6]. По-видимому, главной причиной перехода античных авторов от создания массивных энциклопедических сочинений (труды Варрона, «Естественная история» Плиния Старшего и др.) к сборникам по частным вопросам заключалась в невозможности охватить всё античное культурное наследие. Лишь считанные очень образованные люди могли охватить всю сумму знаний, накопленных греко-римской наукой и литературой[3]. Сам Геллий и вовсе критически относился к попыткам вобрать в себя всё литературное наследие: своё кредо он выражает, приводя цитату Гераклита «Многознание уму не учит»[7].

Труд Авла состоит из 20 книг и содержит 434 главы (некоторые части сочинения не сохранились). По-видимому, оглавление к труду было составлено самим автором. Его выписки беспорядочны и касаются разных тем, хотя иногда встречается несколько выписок на одну тему подряд[8]. Критерии отбора материала неясны, но все выписки объединяет ориентация на информацию не столько полезную, сколько интересную[8]. Развлекательные элементы, призванные не утомлять читателя, широко распространены в тексте[9].