Афинский метрополитен


Афи́нский метрополите́н (греч. Μετρό Αθήνας) — один из ведущих видов общественного транспорта столицы Греции. Линия 1 введена в эксплуатацию в 1869 году, всего на шесть лет позже лондонского метро.

Линия 1 была открыта 27 февраля 1869 года[2] в качестве одноколейной наземной линии с поездами на паровозной тяге, на участке Тиссио — Пирей[3] без промежуточных станций. Управляющая линией компания была названа Железные дороги Афины — Пирей. В 1882 г. были открыты промежуточные станции «Фалиро» и «Мосхато». 17 мая 1895 года был открыт участок Тиссио — Омония[2][4] с подземным участком «Монастираки» — «Омония».

К 16 сентября 1904 года линия была электрифицирована по стандартной схеме с третьим контактным рельсом и расширена до двухколейной системы[5]. После электрификации и строительства трамвайной линии появились две новые управляющие компании Товарищество электрического транспорта (греч. Ηλεκτρική Εταιρεία Μεταφορών (Η.Ε.Μ.)) и Греческие электрические железные дороги (греч. Ελληνικοί Ηλεκτρικοί Σιδηρόδρομοι (Ε.Η.Σ.)). Товарищество электрического транспорта возглавило управление и эксплуатацию трамвайных линий, а Ε.Η.Σ. — управление Афино-Пирейской железной дорогой.

1 июля 1928 г. на действующем участке была открыта станция «Калитея». В 1930 г. станция «Омония» была переделана из наземной в подземную. 1 марта 1948 г. был открыт подземный участок «Омония» — «Виктория». 30 июня 1949 г. был открыт участок «Виктория» — «Аттики». 12 февраля 1956 г. был открыт участок «Аттики» — «Ано Патисия». 14 марта 1956 г. был открыт участок «Ано Патисия» — «Неа Иония». 5 июля 1956 г. на действующем участке была открыта станция «Пэвкакья». 4 марта 1957 г. был открыт участок «Неа Иония» — «Ираклио».

10 августа 1957 года был открыт участок «Ираклио» — «Кифисья» и линия была достроена до современной длины 25,6 км. В период с 1957 по 2004 г. на действующей линии были открыты станции: «Маруси», «Айос Николаос», «Ирини», «Таврос», «КАТ», «Нерандзьотисса».

До 2000 года существовала всего одна линия, но в связи с Олимпийскими играми 2004 года были построены ещё две линии, красная и синяя, первая линия была подвергнута капитальному ремонту. Благодаря этому афинское метро считается сейчас одним из самых красивых и современных в мире.