Ахенский устав


Ахенский устав (лат. Institutio canonicorum Aquisgranensis, IC) — свод правил поведения, принятый на Ахенском соборе 816 года для каноников Каролингской империи. В Ахенском уставе получили развитие идеи более раннего Устава Хродеганга Мецкого. Наряду с уставом святого Августина считается одним из первых документов, регулирующих жизнь регулярных каноников. Ахенский устав стал частью обширной программы церковных реформ, предпринятой в начале царствования императора Людовика Благочестивого.

Начиная с середины VIII века усилилось движение за признание устава святого Бенедикта («Regula Benedicti», RB) как единственного свода правил для монастырей государства Каролингов. Однако ни решения, принятые на синодах под председательством святого Бонифация, ни подтвердивший применимость устава закон Карла Великого 789 года, ни постановление рейхстага 802 года не смогли изменить ситуацию с уклонением монастырей от внедрения бенедиктинского устава[1]. В 813 году реформа обсуждалась на пяти поместных соборах — в Майнце, Реймсе, Туре, Шалоне и Арле. Соборы в Туре и Майнце постановили, что все монастыри империи должны следовать уставу Бенедикта, а собор в Реймсе даже потребовал от аббатов ознакомиться с их текстом. В то же время стало понятно, что бенедиктинский устав принят далеко не везде, и многие древние монастыри имеют собственные традиции. Основным проблемным вопросом была судьба личной собственности монахов, и ряд почтенных обителей (Сен-Дени, святого Мавра[англ.], Ставло-Мальмеди) предпочти перейти в ordo canonicorum, её допускавший. Другие монастыри не были готовы к унификации устава и придерживались смешанного устава (regula mixta)[2][3]. Противоположная тенденция начала распространяться из Септимании, где гот Витица, принявший имя Бенедикт, начал пропагандировать принципы единства устава (una regula) и обычая (una consuetudo). Поддерживая деятельность Бенедикта, Людовик Благочестивый дал аббату Корнелимюнстера полномочия на реформирование монастырей своей части королевства[4]. Обширный перечень реформированных Бенедиктом монастырей приведён в источнике середины IX века Notitia de servitio monasteriorum[англ.][5].