Ахенский собор (816)


Ахенский собор 816 года — поместный собор Западной церкви, созванный в августе 816 года в Ахене по инициативе императора Людовика I Благочестивого. Собор известен в связи принятыми на нём документами, регулирующими деятельность монашества и регулярных каноников.

В последние годы царствования Карла Великого (768—814) в церкви Каролингской империи возникло движение за исправление христианства (лат. correctio). Первые шаги в данном направлении были сделаны в 813 году, после того как был коронован наследник Людовик Благочестивый (813—840)[1]. Согласно Анналам королевства франков, в том году было созвано пять поместных соборов в Майнце, Реймсе, Туре, Шалоне и Арле с целью «исправления дел в церкви» (statu ecclesiarum corrigendo)[2]. В целом, соборы 813 года укрепили авторитет епископов как особой социальной группы, чьему авторитету должны подчиняться светские власти[3]. Оставшись единственным правителем, Людовик продолжил деятельность по реформированию церкви, издавая законы в поддержку полномочий епископов и защиту их собственности. В то же время продолжалось обсуждение реформ внутри церкви, результатом чего стала подготовка различных документов, принятых на Ахенских соборах в 816—819 годов[англ.][4].

Вдохновителем реформ считается бенедиктинский монах Бенедикт Анианский. Целью реформы не было введение в церковную практику каких-то новшеств, требовалось собрать и освятить соборным авторитетом подходящие для франкских реалий IX века тексты Отцов церкви[5]. Работу по компиляции соборных решений выполнил, по-видимому, Амаларий Мецкий. Желая распространить на всех монахов королевства устав святого Бенедикта, отцы собора получили аутентичную копию из монастыря Монтекассино. Также они опирались на труды папы Григория Великого, Иеронима Стридонского и Августина в изложения Тайо, епископа Сарагосы и Исидора Севильского. Обширные фрагменты были заимствованы из «De vita contemplativa» Юлиана Померия[6][7].

Наиболее объёмным документом, принятым собором, является предназначенный для наставления каноников «Institutio canonicorum». Рассматриваясь не как соборный документ, а как руководство для епископов, speculum episcoporum, документ получил широкое распространение и известен в 136 рукописях IX—XIV веков. Принятое тогда же аналогичное руководство для женских общин[англ.], «Institutio Sanctimonialium» сохранилось в 9 рукописях[8].

Помимо вопросов, связанных с монашеством, на соборе была отменена вызывавшая споры практика непрерывного пения[англ.] псалмов (laus perennis)[9].