Юлиан Померий


Юлиан Померий (лат. Julianus Pomerius) — христианский писатель V века, грамматик и ритор, учитель Цезария Арелатского. Основной труд Померия, «De vita contemplativa», длительное время приписывавшийся Просперу Аквитанскому, оказал значительное влияние на богословов каролингской эпохи.

О жизни Померия известно очень мало. Родившись в Северной Африке, он покинул её, вероятно, по причине гонений на халкидонитов в королевстве вандалов. Отклонив предложения Руриция Лиможского и Эннодия Павийского поселиться в их городах, Померий обосновался в Арелате[нем.] (современный Арль). Там он был рукоположен в священники епископом Эонием[фр.] (умер в 502). По свидетельству Руриция и псевдо-Геннадия Массилийского, Померий вёл аскетический и высокодуховный образ жизни[1][2]. В то же время Померий был преподавателем грамматики и риторики, пользуясь уважением и покровительством знатных горожан. Около 497 года его учеником стал будущий знаменитый епископ Цезарий Арелатский[3][4]. Житие Цезария не даёт точных указаний относительно времени их знакомства и сообщает лишь, что однажды юному священнику приснился сон, призывающий отвергнуть мирскую мудрость учителя ради монашеской простоты. По мнению биографа Цезария, У. Клингширна, такое противопоставление автора жития ошибочно, и изложенные в «De vita contemplativa» идеи Померия на церковную реформу соответствовали собственным взглядам арелатского епископа на программу переустройства церкви и распространения христианства[5][6].

Трактат «De vita contemplativa» был написан либо в последние годы V века, либо в самом начале VI века. Померий скончался вскоре после его написания[7].

Несмотря на то, что ещё Исидор Севильский знал об авторстве Померия, между VI и началом VIII века «De vita contemplativa» начали ошибочно атрибутировать Просперу Аквитанскому (умер около 460)[8]. Трактат цитируется в предназначенных для регулярных каноников руководствах — «Regula Canonicorum» Хродеганга Мецкого (ок. 755) и принятом на Ахенском соборе 816 года «Institutio canonicorum»[9]. В обоих случаях текст приписан «sanctus Prosper», причислявшемуся в Средние века к Отцам церкви[10]. Авторство Померия предположил в XVII веке иезуит Жак Сирмон, обративший внимание, что в книге Иларий Арелатский (около 403—449) назван давно скончавшимся[8]. Позднее кардинал Энрико Норис привёл дополнительные аргументы, на основании того, что Проспер, известный сторонник учения о благодати Августина, вряд ли бы так хвалил придерживавшегося противоположных взглядов Илария. В целом, августинианство в «De vita contemplativa» носит более умеренный характер, нежели в трудах Проспера. Также Норрис отметил многочисленные стилистические отличия[11]. Наконец, древнейшие из обнаруженных Сирмоном рукописей указывают на авторство Померия[12].