Ацтекские кодексы


Ацтекские кодексы — рукописные пиктографические книги; группа месоамериканских кодексов, созданная ацтеками. Подавляющее большинство известных в настоящее время кодексов созданы после начала конкисты.

Время появления первых рукописных книг у ацтеков не зафиксировано. Известно, что они уже существовали в XIII веке н. э.[2] Возможно, традицию их создания ацтеки переняли у завоёванных народов, таких как сапотеки, тольтеки и майя, культуру которых ассимилировали, а исторические рукописи сжигали, утверждая своё превосходство над покорёнными. «Однако затем всё было сожжено. Когда в Мехико правил Ицкоатль, было принято такое решение. Мексиканская знать сказала: „Негоже, чтобы все люди знали письмена. Подчинённые (народ) испортятся, и земля испортится, потому там слишком много лжи и слишком многих считали богами“»[2].

К XV веку у ацтеков сложилась развитая цивилизация с централизованным правительством и сложной структурой общества, вследствие чего существовала постоянная потребность в составлении различных документов административного, религиозного и иного характера. Кроме того, ацтеки создали огромный пласт литературы разных жанров. Это в свою очередь привело к развитию бумажного производства. Известны по меньшей мере 42 центра, в год производивших до полумиллиона листов аматля, бумаги из коры, на одни только административные нужды[3]. На значение, которое имела бумага в ацтекской империи, указывают сохранившиеся в Мексике и Гватемале географические названия: Амакули от аматль, Куилько — «место, где пишут», Аматитлан — «место бумажных деревьев», Амаюка — «место, где делают бумагу» и др. Тлакуило — художники-писцы — пользовались большим уважением в обществе.

После начала конкисты кодексы намеренно уничтожались испанцами как распространяющие языческие идеи, а также случайно, в ходе военных действий. Почти все ацтекские книги доколумбовой эпохи погибли; по мнению некоторых учёных, сохранились лишь два таких кодекса[4]. Однако затем христианские миссионеры распознали в них средство влияния на умы индейцев и стали пользоваться ими в своих целях, делая подписи на испанском языке или науатле, записанном латиницей, а также на латыни. Таким образом было создано множество кодексов колониальной эпохи, многие из которых дошли до нас. Известны несколько сотен ацтекских кодексов, находящихся в частных и музейных собраниях, библиотеках и научных учреждениях мира.