Десять обрадованных раем


Десять обрадованных раем (араб. العشرة المبشرون بالجنة‎ — Аль-Ашара аль-Мубашшарун би-ль-джанна‎) — в исламской традиции — десять ближайших сподвижников исламского пророка Мухаммеда, которых он при жизни обрадовал вестью о том, что они будут обитателями рая. Это Абу Бакр, Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан, Али ибн Абу Талиб, Абу Убайда ибн аль-Джаррах, Саад ибн Абу Ваккас, Абдуррахман ибн Ауф, Аз-Зубайр ибн аль-Аввам, Тальха ибн Убайдуллах и Саид ибн Зейд[1]. Они признаются суннитами и отвергаются шиитами.

Из шести авторитетных суннитских сборников хадисов, хадис о 10 обрадованных раем приводится в сборниках ат-Тирмизи, Абу Дауда и Ибн Маджа[2]. По мнению суннитов, сподвижники Мухаммада были разделены на двенадцать групп и ашара аль-мубашшира стоит на первом месте[3].

«Абу Бакр в раю, Умар в раю, Усман в раю, Али в раю, Тальха ибн Убайдуллах в раю, аз-Зубайр ибн аль-Аввам в раю, Абдуррахман ибн Ауф в раю, Сад ибн Абу Ваккас в раю, Саид ибн Зейд в раю и Абу Убайда ибн аль-Джаррах в раю».

Мусульмане-шииты не верят в достоверность хадисов о десяти обрадованных раем и считают, что они выдуманы во времена правления политических противников Алидов — Омейядов. Шииты считают, что Аз-Зубайр ибн аль-Аввам и Тальха ибн Убайдуллах не достойны находиться в этом списке, так как в верблюжьей битве они противостояли халифу Али ибн Абу Талибу, халифы Абу Бакр, Умар и Усман узурпировали власть, которая после смерти Мухаммада должна была достаться Али. Шииты также отмечают, что среди ашара аль-мубашшира нет ни одной женщины, ни Хадиджи, первой принявшей ислам, ни Фатимы, названной Мухаммедом предводительницей женщин в раю[4].