Верблюжья битва


Отряды Али ибн Абу Талиба
При поддержке:
Бану Хашим
Куфские племена
• Бану Абд аль-Кайс
• Бану Бакр
Бану Тайи[en]
Индуисты из Синда[1]

Отряды сподвижников
При поддержке:
Бану Умайя
Мекканские курайшиты
• Басранские Бану Тамим
• Басранские аздиты
Бану Амир[en]

Верблюжья битва (араб. موقعة الجمل‎) — битва между сторонниками четвёртого праведного халифа Али ибн Абу Талиба и группой восставших против его правления во главе со вдовой исламского пророка Мухаммеда Аишей и его сподвижниками Тальхой ибн Убайдуллахом и аз-Зубайром ибн аль-Аввамом. Произошла 8 декабря 656 года.

Большая часть истории раннего ислама передавалась устно. Неизвестно, существовали ли другие исторические источники времён Праведного халифата в принципе[4]. Сохранившиеся документы и сочинения об этом периоде, ровно как и о последующем периоде господства династии Омейядов, писались преимущественно в годы третьего, Аббасидского халифата[5]. Кроме них значительная информация о ранней истории ислама находится в сборниках хадисов[4], записей традиций и изречений Мухаммеда. Их развитие — важный элемент первых трёх веков исламской истории[6]. В связи с тем, что они были написаны значительно позже его смерти, ранние западные учёные не доверяли им[7]. Итальянский востоковед и исламовед начала XX века Леоне Каэтани считал приписывание сообщений и высказываний Ибн Аббасу и жене Мухаммеда Аише в основном вымыслом и больше доверял сведениям ранних арабских историков, таких как Ибн Исхак[8]. Современный исламовед Вилферд Маделунг же считает, что не избирательное игнорирование того, что не вошло в «ранние источники», — неправильный подход. Вместо этого он подходит к ним в контексте сравнения с данными историков[9].

Единственным историческим источником о событиях эпохи Верблюжьей битвы, написанным в годы мусульманской экспансии является «Китаб ас-Сакифа» шиита Сулейма ибн Кайса[en] — сборник хадисов и исторических отчётов первого века исламского летоисчисления. Он достаточно подробно повествует о событиях тех лет, в том числе и о вопросе преемственности[10][11][12][13]. Однако ранее относительно надёжности этого источника существовали сомнения, поскольку некоторые историки и исламоведы полагали, что данная работа на деле была написана позднее, учитывая, что её самое раннее упоминание в других трудах датируется XI веком[14].