Исламоведение


Исламове́дение — религиоведческая дисциплина, изучающая ислам: его догматику, историю, культуру, право, экономику мусульманских народов и пр. Исламоведение не занимается апологетикой, а служит источником непредвзятой информации об исламе, духовных ценностях и ориентирах его последователей.

На отделениях исламоведения в университетах наряду с исламоведческими дисциплинами глубоко изучают арабскую письменность и язык, а также персидский, турецкий и другие языки народов, по преимуществу исповедующих ислам.

В соответствии с определением, предложенным в Советской исторической энциклопедии авторами Е. А. Беляевым и Н. А. Смирновым, исламоведение представляет собой научную дисциплину, нацеленную на критическое исследование ислама, а также связанных с ним общественных и политических организаций, религиозно-правовых систем и школ в прошлом и настоящем[1][2]. В электронной «Исламской энциклопедии» термин «исламоведение» определяется как самостоятельный подраздел востоковедения, посвящённый изучению истории возникновения и распространения ислама, а также источников его вероучения и воздействия на процессы общественного развития[1].

Вместе с термином «исламоведение» также используются термины «исследования ислама» (англ. studies of Islam), «исламские исследования» (англ. Islamic studies) и другие. Название этих дисциплин не ограничивается содержанием термина «исламоведение», который обладает устоявшейся традицией логической организации сопоставимых и смежных знаний[1]. Наименование «исламистика» (англ. Islamistics) возникло из попыток христианского осмысления ислама с применением догматов католицизма. В отличие от исламистики, охватывающей разнообразные рационально-эмпирические взгляды, художественно-эстетические образы и мистические представления об исламе, академическое исламоведение представляет собой систематизированные, рационально обоснованные и последовательные знания о значении и сущности ислама[1].

Исламоведение, как самостоятельная наука, зародилось после более чем столетнего периода изучения истории ислама востоковедами, такими как Алоис Шпренгер, Густав Вейль, Антуан Исаак Сильвестр де Саси, Теодор Нёльдеке, Вильям Мьюр, Август Мюллер, а ранее, в конце XVIII века, историком христианства Эдвардом Гиббоном[3]. Эти исследователи рассматривали ислам не только как религию, но в первую очередь как государственно-политическую организацию и культурное явление, связывая возникновение ислама с личностью его «основателя» Мухаммеда.

Формирование исламоведения как самостоятельной научной дисциплины произошло во второй половине XIX века в Европе. Первые влиятельные европейские исламоведы, в частности Альфред фон Кремер, Мартин Хартманн[en], Рейнхарт Дози, рассматривали развитие исламской идеологии в абстракции от порождающих её социальных отношений. Такой метод применялся также Игнацем Гольдциером и Христианом Снук-Хюргронье, чьи исследования внесли существенный вклад в критику мусульманских священных преданий, особенно хадисов[3].