Бану Хашим


Бану́ Ха́шим (араб. بنو هاشم‎) — клан племени курайшитов. Членом этого клана был исламский пророк Мухаммад, который был правнуком Хашима ибн Абд Манафа, именем которого назван клан[1]. Члены этого клана называются Хашими́тами.

Бану Хашим является одним из кланов племени курайшитов, который в свою очередь относится к аднанитам (от имени «Аднана», предка арабов северной, центральной и западной Аравии). Вместе с кланами Бану Абд Шамс, Бану аль-Мутталиб, и Бану Науфаль они образуют Бану Абд аль-Манаф.

Дед пророка Мухаммада, Абд аль-Мутталиб, в доисламской Мекке получил в наследство право действовать в качестве распорядителя и смотрителя паломников, посещавших Каабу в Мекке. Согласно исламской традиции, Кааба была построена пророком Ибрахимом (Авраамом) и его первым сыном и наследником Исмаилом (Измаилом). Различные арабские племена ставили в Каабе своих идолов, в результате чего Мекка стала центром паломничества, а территория вокруг города стала «запретной». Паломничество к Каабе в значительной степени способствовало обогащению мекканских купцов[2].

Когда Мухаммаду исполнилось 40 лет, он объявил о снисхождении божественного откровения и возрождении прав религии единобожия (ислама) побудив к отказу от идолопоклонничества и избавления от идолов в Каабе. Этим он настроил против себя большинство мекканцев, однако принадлежность к самому влиятельному клану в Мекке стала фактором его безопасности в первые годы пророческой миссии. После 13 лет пророчества, мусульманская община Мекки эмигрировала в город Ясриб (Медина) для того, чтобы избежать преследования со стороны язычников Мекки[2].

После завоевания Мекки Кааба была очищена от идолов и стала центром паломничества для мусульман. Потомки пророка Мухаммада делятся на Сеидов и Шерифов. Первые являются потомками внука Хусейна, а вторые — Хасана. Хашимитами считались Алиды и Аббасиды[2].