Хусейн ибн Али


Абу ‘Абдуллах аль-Хусе́йн ибн Али́ ибн Абу́ Та́либ (араб. أبو عبد الله الحسين بن علي بن أبي طالب‎; 8 января 626, Медина, Хиджаз — 12 октября 680, Кербела, Ирак) — млад­ший сын Али и Фа­ти­мы, внук Му­хам­ме­да[5]. Второй имам шиитов-исмаилитов и третий имам шиитов-иснааш’аритов. Мухаммед описал его и его брата Хасана как «повелителей юношей обитателей рая»[6][7]. В источниках постоянно проводятся параллели между Хусейном и Яхьей ибн Закарией (Иоанн Креститель).

Перед своей смертью правитель Омейядов Муавия ибн Абу Суфьян назначил своего сына Язида I своим преемником, вопреки договору с братом Хусейна Хасаном ибн Али[7]. Когда Муавия умер в 680 году, Язид I потребовал от Хусейна клятвы верности ему. Хусейн отказался обещать верность Язиду и в 680 году покинул свой родной город Медину, чтобы найти убежище в Мекке[7][8]. Жители эль-Куфы отправили ему письма, прося его помощи и обещая свою верность ему. Он отправился в эль-Куфу[7] вместе с небольшим караваном, в котором были его родственники и последователи[7], но около Кербелы его караван был перехвачен армией Язида. Хусейн был убит и обезглавлен в битве при Кербеле 12 октября 680 года (10 Мухаррама 61 году хиджры) войском Убайдуллаха ибн Зияда вместе с бо́льшей частью его родственников и сподвижников. Их головы насадили на копья; затем, вскочив на коней, армия Ибн Зияда растоптала их тела. Шестимесячный сын Хусейна Али аль-Аскар[en] также был убит, а женщины взяты в плен; в кандалах и цепях их привели в город эль-Куфу, откуда Ибн Зияд отправил их в таком состоянии в Дамаск, где находилась резиденция Язида[7][9]. Смерть Хусейна в конечном счете подорвала легитимность омейядских халифов, что привело к свержению династии аббасидской революцией[10].

Битва при Кербеле стимулировала превращение проалидской[~ 1] партии (ши’ат Али) в уникальную религиозную секту со своими собственными ритуалами и коллективной памятью. Она занимает центральное место в шиитской истории, традиции и богословии и часто упоминается в шиитской литературе. Для шиитов страдания и смерть Хусейна стали символом самопожертвования в борьбе за добро против зла, за справедливость и истину против несправедливости и лжи. Это также предоставляет членам шиитской веры каталог героических норм. Первые 10 дней месяца Мухаррам (ашура) отмечаются шиитами как траур по Хусейну. В этот день мусульмане-шииты скорбят, проводят публичные шествия, организуют религиозные собрания, бьют себя в грудь и в некоторых случаях самобичуют. Сунниты также рассматривают этот инцидент как историческую трагедию; Хусейн и его сподвижники широко почитаются как мученики как суннитами, так и шиитами.


Портрет Хусейна с Али Асгаром в Кербеле. «Маджалис аль-Моттакин», мулла Мохаммад Таки Барагани, XIX век