Окленд (аэропорт)


Аэропорт Окленд, ранее известный как Международный аэропорт Окленд, (ИАТАAKL, ИКАОNZAA) — крупнейший коммерческий аэропорт Новой Зеландии, обслуживающий ежегодно более 13 миллионов пассажиров (по данным статистики 7 млн человек в год приходится на международные и 6 млн — на внутренние авиарейсы)[1]. Аэропорт Окленд занимает третье место в рейтинге всех аэропортов мира в категории обслуживания от 5 до 15 млн пассажиров в год. Ожидаемый объём пассажирских перевозок к 2025 году должен увеличиться вдвое и составить порядка 26-27 млн человек в год[2]. Аэропорт находится на территории района Мангере западного пригорода Манукау в 20 километрах к югу от центрального района города Окленд. Порт является главным транзитным узлом (хабом) флагманской авиакомпании Новой Зеландии Air New Zealand.

Аэропорт Окленд является одним из важнейших объектов экономической инфраструктуры страны, обеспечивая рабочими местами несколько тысяч человек и являясь второй по величине стоимостного выражения грузовой перевалочной базой — ежегодно через порт проходит грузов на сумму более, чем 14 млрд долларов США. Доля аэропорта на рынке международных авиаперевозок Новой Зеландии составляет более 70 %, что позволяет говорить о его статусе главного международного авиаузла страны[3].

В регионе Австралазии Аэропорт Окленд занимает четвёртое место по годовому пассажирообороту после аэропортов Сиднея, Мельбурна и Брисбена и второе место по показателю международных авиаперевозок после Аэропорта Мельбурна[4][5].

В среднем в Аэропорту Окленд каждый час совершаются 45 взлётов и посадок воздушных судов[2]. Главная взлётно-посадочная полоса аэропорта полностью сертифицирована по категории IIIb. Параллельная ей рулёжная дорожка может использоваться в качестве взлётно-посадочной полосы и заменяет её на время технического обслуживания и ремонта главной ВПП. Работа двух полос одновременно в настоящее время невозможна, поскольку расстояние между рулёжной дорожкой и главной полосой не позволяет обрабатывать взлёты и посадки самолётов одновременно на обоих покрытиях[6]. В ноябре 2007 года начались строительные работы по возведению новой ВПП в северной части аэропортового комплекса. Строительство предполагается вести в несколько этапов и после сдачи ВПП в эксплуатацию она будет использоваться для обработки небольших воздушных судов в целях разгрузки движения по основной взлётно-посадочной полосе аэропорта.

История аэропорта началась в 1928 году с создания местного аэроклуба и взятия им в аренду небольшой территории бывшего фермерского участка. На тот момент клуб располагал тремя маленькими самолётами de Havilland DH.60 Moth. Открывая взлётную полосу аэроклуба его президент отметил, что «данная территория имеет много преимуществ по сравнению с другими участками и может развиться в дальнейшем в аэродром и даже военный полигон. Участок земли хорошо дренирован, не содержит поблизости линий электропередач и зданий, а также не подвержен туманам».