БА-И


БА-И (сокращение от «Бронеавтомобиль Ижорский», в ряде источников обозначается также как БАИ) — советский средний бронеавтомобиль межвоенного периода и времён Великой Отечественной войны. При создании бронеавтомобиля применялось трёхосное (6 × 4) шасси американского грузового автомобиля «Форд-Тимкен», впоследствии — его отечественного аналога ГАЗ-ААА. БА-И является родоначальником семейства средних бронеавтомобилей разработки Ижорского завода (БА-3, БА-6, БА-10, БА-11)[1]. Всего за полтора года производства было выпущено 109 бронеавтомобилей[2], часть из которых ограниченно применялась частями РККА в ходе Великой Отечественной войны[3].

18 июля 1929 года Наркомвоенмором СССР была принята Система танко-тракторного и автоброневого вооружения РККА[4]. Среди прочего, в ней значились два типа среднего бронеавтомобиля, более современных, чем БА-27. Вскоре КБ Ижорского завода и ОКИБ Управления механизации и моторизации РККА под руководством талантливого инженера-самоучки Николая Дыренкова получили задание на разработку перспективных броневиков, причём в довольно сжатые сроки.

Одним из требований УММ РККА было использование в качестве базы для бронемашины трёхосной ходовой части с колёсной формулой 6 × 4, что было продиктовано рядом причин. Во-первых, практика эксплуатации БА-27 показала, что двухосная ходовая часть оказывает слишком высокое давление на грунт, в связи с чем динамические характеристики машины падают[5]. Трёхосное шасси, таким образом, обещало более высокую проходимость по пересечённой местности и плохим дорогам, а также давало возможность усилить бронирование и вооружение. Кроме того, руководство РККА через своих сотрудников, находившихся в составе советских торговых представительств в Великобритании и США, получило информацию, что войска вероятного противника располагают весьма современными на тот момент средними трёхосными броневиками. В частности, таковыми являлись американский T4 Armored Car и британские Lanchester Mk II Armored Car и Crossley 6×4 Medium Armored Car. Правда, все они выпускались небольшими партиями, однако сам факт их наличия о многом говорил[6].