БТЛ-1


БТЛ-1 (аббревиатура от броневая тепловозная летучка, модель 1) — подразделение — боевой модуль бронепоезда типа БП-1.

По сути представляет собой малый бронепоезд. В бронепоезда типа БП-1 входило до 5 бронелетучек. Разработана в 19691970-х годах на Харьковском заводе транспортного машиностроения им. Малышева, принята на вооружение ВС СССР приказом Министра обороны СССР № 029 от 1 марта 1971 года. Всего за период серийного производства в 19711972 годов выпущено 42 бронелетучки.

Бронелетучка БТЛ-1 была задумана как часть нового бронепоезда БП-1, разрабатывавшегося в 19691970 годах в период начавшегося обострения отношений с Китаем. Идеологические разногласия подталкивали китайских военных на провокации, в результате чего необходимо было срочно усиливать военное присутствие на границе с Китаем. Однако из-за малой обжитости местности практически все гарнизоны и части оказывались привязанными к единственной железнодорожной ветке — Транссибирской магистрали, а отсутствие нормальной сети автомобильных дорог затрудняло маневры и оперативное выдвижение войск в зоны боевых действий. Железнодорожная линия Транссиба пролегала всего в 70—100 км от границы с Китаем, и в случае конфликта для неё возникала непосредственная угроза. Ввиду отсутствия других магистралей Транссиб являлся единственным средством связи с данным районом, в сутки по нему проходило 60—70 парных поездов с грузами для Забайкалья и Дальнего Востока. Потеря магистрали означала бы блокаду не только гарнизонов, но и всего района.

Перед новым бронепоездом ставилась задача оперативного прикрытия железнодорожного полотна и прилегающих объектов на всем протяжении границы с Китаем. В первую очередь защиты требовали особо уязвимые объекты пути — путепроводы, тоннели, разъезды и т.д. — которых на протяжении границы с Китаем (порядка 4 200 км) было немало. Так появилась идея модульного бронепоезда — разделение одного "длинного" бронепоезда на несколько самостоятельных боевых частей — "коротких" бронепоездов, или бронелетучек. Тактика действий такого бронепоезда предполагала выдвижение в заданный район, где бронелетучки должны были отцепляться от основного состава и рассредотачиваться по назначенным объектам, осуществляя их прикрытие. В зависимости от поставленной задачи бронелетучки можно было использовать как независимо, так и парами, тройками, или же использовать весь бронепоезд БП-1 целиком.[1]

Бронелетучка БТЛ-1 предполагалась как модульная часть бронепоезда БП-1, что отразилось на комплектации бронелетучки. Все вспомогательные вагоны и платформы приписали к основной части бронепоезда, что позволило сосредоточить в составе бронелетучки только боевые бронеплатформы, обеспечив максимально высокую огневую мощь при минимальной длине поезда. Для передвижения отдельно от основной части бронепоезда в бронелетучке собственный бронетепловоз.[1]