Бааде, Брунольф


Бру́нольф Ба́аде (нем. Brunolf Baade; 15 марта 1904[1], Берлин — 5 ноября 1969[1], Восточный Берлин) — немецкий авиаконструктор, специалист по стреловидности крыла[2]. За свою карьеру работал в нацистской Германии, Советском Союзе и ГДР. Наиболее известен своей работой над Baade 152, первым и единственным пассажирским авиалайнером Германской Демократической Республики.

Карл Вильгельм Брунольф Бааде родился в предместье Берлина Нойкёльне в семье небогатого инженера[3]. У него были две младшие сестры. По матери он приходился дальним родственником Августу Генриху Гофману фон Фаллерслебену, известному германскому поэту и учёному. По воспоминаниям современников, Бааде в некоторой степени гордился этим родством[4].

В 1910 году Бааде поступил в «реальную гимназию канцлера Фредерика» нем. Kaiser-Friedrich-Realgymnasium, которую успешно окончил в 1922 году. Затем обучался в Берлинском техническом университете[3] , по окончании которого работал в фирме «Блом унд Фосс» над созданием судна Waskenland, на котором он впоследствии посетил Южную Америку в качестве помощника кочегара[4].

По возвращении в Берлин Бааде сосредоточился на авиационной сфере. Хотя пунктом 5 Версальского Договора постройка самолётов Веймарской республике была запрещена, он работал над планерами и к 1920-м годам добился определённых успехов. В конце 1927 года Бааде получил лицензию пилота, а в 1928 году получил учёную степень по механике. С 1929 года работал в фирме BFW[нем.], которая после финансового кризиса слилась с Messerschmitt AG. В 1929—1930 годах он работал с Мессершмиттом над рядом удачных авиалайнеров — BFW М.18[нем.], BFW М.20[нем.] и BFW М.24[нем.]. В 1930 году компания BFW направила Бааде на практику в США, где он познакомился с будущей женой Анной Штерн, а в 1932 году перешёл в компанию Goodyear, где работал над проектом футуристичного поезда Comet[англ.][3].

Бааде не терял связей с родиной и в 1936 году вернулся с женой в Германию, где в октябре был приглашён на работу в фирму «Юнкерс». В 1937 году он вступил в НСДАП. За годы работы он принял участие в ряде проектов — Ju 88, Ju 188, Ju 388 и Ju 287[4].

После разгрома Германии во Второй мировой войне авиационные специалисты остались не у дел. В 1945 году Бааде несколько месяцев провёл в тюрьме за членство в НСДАП. Благодаря личному обаянию и беглому английскому он быстро сдружился с американскими офицерами, от которых узнал план по радикальной деиндустриализации Германии, что сильно повлияло на личные убеждения Бааде[4]. В июле 1945 года Дессау был передан под управление Советской военной администрации; архивы фирмы «Юнкерс» были вывезены американскими войсками до передачи города. По решению Совета министров СССР 1400 сотрудников фирмы вместе с семьями подлежали переправке в Советский союз.[5][6] В конце 1946 года немецкие специалисты, переправленные в Подберезье, были разделены на ОКБ-1 и ОКБ-2[2]. ОКБ-1, занимавшееся тяжелыми самолётами и в основном состоявшее из бывших сотрудников «Юнкерса», возглавил Брунольф Бааде.