Баарины


Баари́ны (монг. Баарин) — одно из племён, входивших в нирунскую ветвь монголов. В настоящее время этническая группа в составе южных и халха-монголов. Баарины также отмечены в составе баятов, узумчинов, хазарейцев.

«Сокровенное сказание монголов» гласит: Бодончар, идя лобовым, захватил беременную женщину из племени чжарчиут по имени Аданхан-Урянхачжина. Та родила еще одного сына, уже от Бодончара. И оттого, что мальчик родился от пленницы, сына Бодончара прозвали Бааридай, он и стал предком рода баарин[1]. У Бааридая был сын Чидухул Боко (Зүтгэл-бөх). У него имелось много жен, от которых родились сыновья, отчего появилось сравнение многочисленного потомства с менен (лягушки). Они-то стали родоначальниками племени менен-баарин (манан-баарин)[2]. По подсчетам исследователей, годы жизни Бодончара — конец X – начало XI вв.[2] Если принять это как достоверный факт, то род баарин появился в начале XI в.[3]

В летописи «Алтан Тобчи» упоминаются следующие родовые имена: багарин, маха-багарин, мэнэн-багарин, ничугун-багарин, ногон-багарин[4]. В составе рода баарин в «Сборнике летописей» также упоминаются ветви илингут и суканут[5].

Бааридай, родоначальник рода баарин, по материнской линии был представителем рода жадаран. Дело в том, захваченная Бодончаром женщина из племени чжарчиут по имени Аданхан-Урянхачжина пришла к нему беременной. А родившегося от нее ребенка назвали Жажирдай-Чжадарадай, он стал предком рода жадаран. Таким образом, жадаран и баарин — единоутробные братья. Поскольку Бааридай является сыном Бодончара, то баарин по отцовской линии относится к роду борджигин[3].

В XI—XII вв. род баарин подчинился предкам Чингисхана и входил в состав коренных монголовнирун. С образованием Великого Монгольского государства в начале XIII в. Чингисхан пожаловал Хорчи-нойону три мингана бааринов, объединил их с племенами чонос, төөлис и теленгут в один тумен. Хорчи стал темником лесных народов. Помимо этого, из рода баарин часть была отдана темнику Наяа — владетелю центральной «тьмы» («тумена», от числительного, обозначающего в монгольском языке 10 тысяч), а другие подчинились младшему сыну Чингисхана — Тулую.

Также великий хан даровал старцу Усун из рода баарин нойонский сан (объявив его государственным аманом). Ему было пожаловано право облачаться в белую шубу, садиться на белого коня и на высокий трон. При Хубилае прославился военачальник Баян из рода баарин. Все это говорит о том, что в XIII в. авторитет рода баарин был весьма высоким[3].