Байби, Джоан


Джоан Байби (Хупер) (англ. Joan Lea Bybee (Joan B. Hooper), род. 11 февраля 1945[1], Новый Орлеан, Луизиана) — американский лингвист, профессор университета Нью-Мексико в Альбукерке, почётный доктор университета в Осло (2004), один из ведущих мировых специалистов по общей морфологии и теории грамматики.

Получила степень бакалавра в Техасском университете в Остине (1966) и степень магистра — в Университете штата в Сан-Диего (1970). Тема диссертации в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе — «Аспекты естественной порождающей фонологии» (1973). Преподавала в Университете штата Нью-Йорк в Буффало и в Университете Нью-Мексико в Альбукерке (с 1989 профессор, с 1998 по 2001 руководитель отделения лингвистики). Председатель Американского лингвистического общества (с 2004). Член международной Ассоциации лингвистической типологии. Входит в редколлегию журнала «Linguistic Typology».

Байби — один из наиболее влиятельных представителей функционалистского направления в теоретической лингвистике, противостоящего как идеологии «формального» направления (или хомскианства), так и идеологии структурализма. В ранних работах развивалась так называемая «естественная фонология»; в середине 1980-х гг. Байби начинает заниматься теоретической морфологией. Её книга «Morphology» (1985) — манифест функциональной морфологии; в книге утверждается существование типологических закономерностей, регулирующих расположение морфем в словоформе, аффиксальное vs. аналитическое выражение грамматических значений и др. В дальнейшем Байби обратилась к проблемам диахронической эволюции грамматических значений; её книга «The evolution of grammar» (1994, в соавторстве) является существенным вкладом в теорию грамматикализации и в типологическое описание видовременных и модальных грамматических значений. В последних работах намечаются контуры новой модели языка, в которой большую роль играют такие понятия, как частотность языковых единиц и корпусно-ориентированные механизмы; эта модель во многом упраздняет структуралистское противопоставление «языка» и «речи», равно как и идейно близкое последнему хомскианское противопоставление «компетенции» и «употребления».