Балтийский кеч


Балтийский кеч — тип торгового парусного судна для прибрежных перевозок, характерный для английского побережья Северного моря в век паруса.

Балтийский кеч получил своё название в эпоху роста Королевского флота, когда корона стала регулярно закупать большие количества так называемых «морских припасов» (англ. Naval Stores): строевого леса, пеньки, смолы, дегтя, скипидара, полотна, железа. Большинство из них поставлялось из стран Балтики: Дании, Швеции, северных немецких княжеств, позже к ним прибавилась Россия. Кроме нужд Королевского флота были, естественно, запросы многочисленного торгового флота. Например, в 1805 году Британия ввезла 11 841 мер[1] дуба из Пруссии. За тот же год импорт русского мачтового леса составил 12 748 стволов.[2]

Поскольку путь на Балтику был относительно коротким, его могли обслуживать небольшие суда, не требующие больших вложений. Так возникла целая отрасль, дававшая работу множеству мелких частных судовладельцев и капитанов (иногда в одном лице). В Англии XVIII века она получила название балтийской торговли (англ. Baltic Trade). Немалая доля приходилась на экономичный и достаточно мореходный кеч.

Самым объемным грузом был лес. Соответственно, балтийский кеч отличался несколько бо́льшими, по сравнению со стандартом Северного моря, размерами (от 20 до 60 м длиной, до 450 т водоизмещением), и увеличенной прочностью. Парусное вооружение было смесью косого и прямого, со временем произошел переход на полностью косое вооружение. Примечательно, что лес давал дополнительную плавучесть, и некоторые владельцы продолжали эксплуатировать судно даже когда корпус подгнивал, а швы начинали расходиться, то есть в состоянии, неприемлемом для любого другого груза.

Первый удар балтийской торговле был нанесен наполеоновской континентальной системой: в 1807 в Британию просочилось всего 27 мер дуба — груз одного кеча, и 459 мачтовых стволов. Торговля скоро оправилась: в 1809 импорт вырос вдвое против предыдущего года; октябрьский конвой включал более 1000 «купцов» с сильным охранением, включая 6 линейных кораблей.[2] Но в период блокады нашелся новый источник леса — из Канады. На этой линии небольшие суда успешно конкурировать не могли.

Вторым ударом стало поражение наполеоновской Франции. Количество флотских заказов резко сократилось.