Бал-маскарад


Бал-маскара́д, маскарад (от фр. mascarade из итал. mascarata, mascherata, от итал. maschera «маска»[1]), в XVIIIXIX веках часто использовалось название маскированный бал (от фр. bal-masqué) — бал, на котором присутствующие одеты в характерные национальные, исторические или фантастические костюмы, часто с масками на лицах. Маскарады возникли в Италии, откуда распространились по другим странам. Они составляют одно из любимых развлечений карнавала.

Маскарадом называлось любое явление, при котором имело место изменение внешнего вида с целью украшения, сюрприза, обмана и проч. Так, например, переодевание русского войска в шведское военное платье с целью дезинформации противника в битве под Нарвою в 1704 году современник называет «маскарадом»[2].

Учитывая тот факт, что маскарады в России появились прежде балов и тем более «балов-маскарадов», стоит отметить, что в России начиная с XVIII в. сложилась традиция называть маскарадом любое событие, участники которого действовали в специальных костюмах или масках. При этом подчеркнем, что наиболее традиционно, слово «маскарад» употребляется для обозначения костюмированных и маскированных балов[3]. В обыденной речи понятия «маскарад» и «карнавал» часто являются взаимозаменяемыми.

Традиции маскарада в России, как и многие сходные формы общественного досуга имеют директивно заимствованный характер и начались с эпохи Петра Первого. Можно, конечно, подчеркнуть традиционность костюмирования в русской народной культуре, заложившей основу позднейших маскарадов[4]. Можно этого не делать, но повторить вслед за Пыляевым его краткое указание на момент зарождения российских маскарадов: «…первые маскарады в России введены императором Петром Великим по случаю мира со шведами, в 1721 году; они продолжались тогда при дворе семь дней сряду. В смысле святочных игр и переодеваний, маскарады были еще известны при царе Иоанне Грозном. Маскарады в Европе вошли в обыкновение в 1540 году; ученик Микель-Анджело, Граници, устроил первый такой торжественный маскарад в честь Павла Эмилия»[5].

По здравом размышлении, имеются все основания больше склоняться к мнению Пыляева. Маскарад был заимствован не в отдельных его элементах, но как целое, как структура, имеющая особые свойства, характерные для неё как целого и не выводимые из простого перечисления отдельных частей. Костюмированность же, свойственна любой национальной культуре. Ш. Компан, например, ведет происхождение маскарадов от римских сатурналий[6].