Бандо Тамасабуро V


Бандо Тамасабуро V (яп. 五代目 坂東 玉三郎 Годаймэ Бандо: Тамасабуро:, род. 25 апреля 1950 года в Токио) — японский актёр нескольких разновидностей японского и классического театра и кино, а также режиссёр театра и кино. Один из самых известных ныне живущих актёров кабуки амплуа оннагата (женских ролей)[1][2][3][4], удостоенный в этом качестве статуса живого национального сокровища[5].

Будущий актёр родился 25 апреля 1950 года в Токио под именем Синъити Нирэхара. В раннем детстве переболел в лёгкой форме полиомиелитом, после чего, в качестве формы реабилитации по совету врача его родителям, начал заниматься традиционным японским танцем[6][7] у наставницы Касиэ Фудзимы, жены актёра и театрального менеджера Ёсиюки Мориты (более известного по сценическому имени Морита Канъя XIV[англ.] и носившего также, в числе прочих, имя Бандо Тамасабуро IV)[7].

Хотя у Морита Канъя был собственный сын, также актёр, по имени Морита Кинъя[8], именно Синъити стал продолжателем его семейной традиции (родившийся в 1933-м году Кинъя дебютировал в 1944-м как Бандо Митатати, а после Второй мировой войны выступал как Кинъя в «косибай», театре более низкого класса). Когда Синъити было 6 лет, Канъя и его жена усыновили мальчика (изменив его имя на Синъити Морита), с чего и началось его вхождение в кабуки.

Дебют Морита Синъити на сцене состоялся в декабре 1957 года в 7-летнем возрасте, под сценическим именем Бандо Кинодзи, в роли Котаро в драме «Храмовая школа» на сцене «Тоёко Гэкидзё» (яп.)[6][7][9]. По некоторым сведениям, Бандо может претендовать и на сценическое имя Морита Канъя XV (имя Тамасабуро традиционно бралось на относительно раннем этапе карьеры, сменяясь потом более «зрелым»), но артист несколько раз заявлял, что не намерен этого делать[9].

На церемонии имяположения/смены имён сюмэй[англ.] в июне 1964 года в театре «Кабуки-дза» юноша унаследовал от приёмного отца имя Бандо Тамасабуро, став его пятым носителем[6][7]. Первыми ролями, сыгранными им под новым именем (в тот же день), стали персонажи Отамы и Омиё в постановках «Синдзю Яи ва Кори но Цуитати» и «Итикава Дандзюро VIII»[9].

На протяжении 1960-х годов Тамасабуро играл роли различной направленности: в 1965 он и его приёмный отец (преимущественно специализировавшийся на юношеских ролях татияку[англ.]) вместе играли дочь и мать в постановке «Тюсингуры» («47 ронинов»)[6], в 1967 играл Сирагикумару в пьесе Цуруи Намбоку «Сакура-химэ адзумабунсё»[7], а в 1969 играл в пьесе Юкио Мисимы «Месяц словно натянутый лук»[яп.] и юношескую, и женскую роли — принца Сиротаэ[7] и принцессы Сирануи[6]. С конца же 1960-х Тамасабуро сосредотачивается на амплуа оннагата, играя женские роли. К значимым ролям этого периода, помимо Сирануи, относятся образы принцессы Таэмы в постановке «Наруками»[яп.] (1970)[6][7] и принцессы Новакэ в пьесе «Сумидагава гонити но омокагэ» (1971)[6].