Банки с супом Кэмпбелл


Банки с супом Кэмпбелл (англ. Campbell’s Soup Cans) — работа американского художника Энди Уорхола, созданная в 1961—1962 годах[2]. Произведение состоит из тридцати двух полотен 51 x 41 см, каждое из которых изображает одну из предлагаемых на тот момент разновидностей супов компании «Кэмпбелл»[3]. Некоторые холсты Уорхол создал с помощью метода гравировки, — полумеханизированной трафаретной печати в неживописном стиле. Фокус работы на предмете массовой культуры способствовал популярности поп-арта в США.

Помимо основной деятельности в качестве коммерческого иллюстратора, Уорхол реализовал себя как автор, издатель, художник и режиссёр. Работа «Банки с супом „Кэмпбелл“» была впервые представлена общественности 9 июля 1962 года на персональной выставке художника в лос-анджелесской Галерее «Ферус», куратором которой выступил Ирвинг Блум[4][5]. Экспозиция ознаменовала дебют поп-арта на Западном побережье США[6], однако полумеханизированный процесс создания, нехудожественный стиль и коммерческий сюжет работы Уорхола вызвали возмущение среди критиков. Обыденный коммерциализм картин контрастировал с превалирующим в послевоенной Америке артистическим движением абстрактного экспрессионизма, поощряющем выражение эмоций художника на работе. Подобное противоречие породило дебаты о достоинствах картины и этической подоплёке её создания. Мотивы Уорхола как артиста также вызывали сомнения у критиков и обсуждаются до сих пор. Работа «Банки с супом „Кэмпбелл“» привлекла внимание к Уорхолу и его творчеству, что помогло ему вырасти из состоявшегося коммерческого иллюстратора в заметного художника, непохожего на других восходящих звёзд поп-арта. Несмотря на то, что коммерческий спрос на работы Уорхола возник не сразу, художник стал настолько тесно ассоциироваться с изображением картин, что его имя стало использоваться как синоним к картинам серии «Банки с супом „Кэмпбелл“».

В последующие годы Уорхол продолжил создавать изображения банок с супом «Кэмпбелл». Помимо этого, художник рисовал другие работы, вдохновляясь изображениями из мира коммерции и масс медиа. Обычно название «Банки с супом „Кэмпбелл“» относится как к оригинальным тридцати двум холстам, так и к рисункам и картинам более позднего периода. Благодаря популярности целой серии тематически близких картин, Уорхол стал самым признанным художником американского поп-арта[7] и самым высокооплачиваемым американским артистом того периода[8].