Баренбойм, Лев Аронович


Лев Аронович Баренбойм (18 (31) января 1906, Одесса — 25 июня 1985, Ленинград) — советский пианист, музыковед и музыкальный педагог.

В 1925 окончил Одесскую консерваторию по классу фортепиано Г. М. Бибер. В 1930 окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано Ф. М. Блуменфельда. В 1931-39 преподавал там же (доцент класса фортепиано), также вел курс методики преподавания фортепианной игры; одновременно научный сотрудник Научно-исследовательского музыкального института при Московской консерватории. В 1939-79 — в Ленинградской консерватории (с 1958 профессор), вел курсы истории и теории пианизма (с 1965 заведующий кафедрой), методики обучения игре на фортепиано.

Баренбойм был, прежде всего, критиком-интерпретатором музыкального исполнительского искусства. Объектом его изучения всегда была художественная мысль исполнителя, его образная система. Постижение этой мысли и художественной образности концертного пианиста Баренбойм считал предварительным условием верного критического анализа. В таком музыкальном анализе собственно и раскрылась личность Баренбойма-критика. Он умел видеть и отмечать новые грани, новое значение, заложенное в художественном исполнительском акте.

Баренбойм разработал систему дифференциации музыкантов-исполнителей. «Одного пианиста, — писал он, — можно назвать рассказчиком, обращающимся непосредственно к аудитории и без нажима раскрывающим характер исполняемой музыки, другого — драматургом, сталкивающим „действующие персонажи“, третьего — живописцем, четвёртого — мастером музыкально-речевой выразительности, пятый сам ведёт за собой аудиторию властностью воли и мысли».

«Речи» Баренбойма была свойственна неспешная ровность изложения, убедительная гибкость и почти музыкальная выразительность языка, то, что называют «красотой логики». Баренбойм искал и находил адекватную форму для выражения некоей музыкальной исполнительной сущности. И это качество «музыкальной логики» Баренбойма являлось показателем стиля автора, определённого метода изложения материала, придающего научную исследовательскую значимость его критическому анализу.

Своё непреходящее значение сохраняют основные научные труды Баренбойма, и, прежде всего монография в двух томах «Антон Григорьевич Рубинштейн».