Бароны-разбойники


«Бароны-разбойники» (англ. Robber barons) — собирательное название предпринимателей США периода 18701890-х гг. Название — отсылка к социальному явлению средних веков.

После окончания Гражданской войны развитие американской экономики продолжалось ещё более значительными темпами, чем прежде. В 1869 г. был проложен первый трансатлантический телеграфный кабель, и в том же году, несмотря на скандальные разоблачения и взрыв общественного негодования в связи с аферой Credit Mobilier Company в 1867 г., была открыта первая трансконтинентальная железная дорога.

Пример Джона Джейкоба Астора и других людей, ранее сколотивших капиталы, побуждали американцев, большинство из которых не имело профессионального или высшего образования, добиваться финансового успеха любой ценой.

Хотя промышленность и судоходство стремительно развивались, иностранные инвесторы хранили верность железным дорогам. У ценных бумаг железнодорожных компаний обеспечение было лучше, чем у большинства облигаций промышленных компаний, даже чем у ценных бумаг, эмитированных правительством США.

Паника 1873 г. повлекла за собой длительный период экономической стагнации, в течение которого обанкротилось более 300 банков. «Бароны-разбойники» и их банкиры начинали заново создавать корпоративную Америку, консолидируя мелкие компании в крупные промышленные синдикаты.

В 1854 г. Д. Дрю дал Erie Railroad, которая нуждалась в средствах, кредит в 1,5 млн долл. под залог паровозов и подвижного состава. Контроль над компанией обеспечивал его постоянным потоком акций, на понижение которых он играл. Дрю удалось приобрести долю в плохо управляемой компании с сомнительными активами, акции которой стоили на бумаге больше, чем в реальности.