Баскунчакская железная дорога


Баскунча́кская желе́зная доро́га (1884 — после 1918) — железная дорога от озера Баскунчак до Владимировской пристани на Волге.

В 1879 году старший смотритель Баскунчакского соляного промысла личный почётный гражданин Степан Семёнович Дондуков по просьбе крупных соледобывателей ходатайствовал Астраханскому губернатору с предложением строительства железной дороги от озера Баскунчак до Владимировской пристани, протяжённостью 50 вёрст. Далее письмо было перенаправлено в Министерство финансов Российской империи, где посчитали полезным постройку Баскунчакской железной дороги, но к немедленному осуществлению этого проекта не было возможности из-за отсутствия в казне достаточных финансовых средств.

Решение о государственном финансировании железнодорожного строительства в стране правительство приняло в 1880 году. До этого времени железные дороги в течение 10 лет прокладывались только частными акционерными компаниями. 6 февраля 1881 года император Александр II утвердил положение Комитета Министров о разрешении строительства Баскунчакской железной дороги распоряжением казны. В том же году начались изыскательские и земляные работы по обустройству линии казённой дороги, а затем укладка рельсов и постройка станций (Баскунчак – на озере, Солончак, Кочевая, Ахтуба, Владимировская пристань) с необходимой станционной инфраструктурой. Начальником работ Временного управления по строительству дороги назначен инженер путей сообщений Борис Александрович Риппас (1844 – не ранее 1917). Окончание строительства планировалось на 1 августа 1882 года, но движение грузовых составов открылось только в 1883 году.

Длина дороги составила 76,3 км, из них 16,7 км — двухпутные. На дороге построено 17 мостов, 9 водопропускных труб, 2 каменных паровозных сарая (Баскунчак — площадью 368.8 м² и Ахтуба — 750.5 м²).

Первоначально, до строительства капитального железнодорожного моста через реку Ахтуба в 1912 году, движение по дороге осуществлялось только во время навигации на Волге, причём во время высоких вод – до Мамайской пристани на реке Ахтубе, а в остальное время – до Владимировской соляной пристани.

Станция Ахтуба являлась главной на дороге. Здесь были сооружены деревянный вокзал, помещение телеграфа, каменный паровозный сарай площадью 750,5 кв. метров и вспомогательные станционные постройки, установлена паровая машина и пульзометр для водоснабжения паровозов. В 1882 году, с утверждением штата и назначением должностных лиц дороги, на отведённой казённой земле при станции Ахтуба был основан жилой посёлок для чиновников Управления Баскунчакской железной дороги, а также служащих и рабочих станции. Помимо жилых домов, в посёлке были возведены школа и больница.