Худойназаров, Бахтиёр Бабаджанович


Бахтиёр Бабаджа́нович Худойназа́ров (29 мая 1965, Душанбе, Таджикская ССР, СССР — 21 апреля 2015, Берлин, Германия) — советский, таджикский и российский кинорежиссёр, сценарист и кинопродюсер.

Родился 29 мая 1965 года в Душанбе. Работал журналистом на радио и телевидении, ассистентом режиссёра на киностудии «Таджикфильм».

Я, по сути, очень советский человек. Я не принял того, что произошло с моей страной – СССР. Мы говорили про это с Эмиром Кустурицей – он так же страдал после распада Югославии. Он стал жить в Париже, иногда – в Сербии. Я живу в Берлине и в Москве. Многие говорят, что в Советском Союзе всё было плохо, все друг друга ненавидели. Но я как художник этого не видел! Мой родной Душанбе был интернациональным городом. Мы не обращали внимания на какую-то КПСС – она жила где-то своей жизнью, а мы своей.

Бахтиёр Худойназаров — единственный из среднеазиатских режиссёров, который в 1990-е годы сделал имя таджикскому кинематографу и вышел в европейское пространство[3]. Его первый полнометражный игровой фильм «Братан» (1991) был снят в жанре road-movie в пустыне Средней Азии. По мнению кинокритика Андрея Плахова, в этой скромной чёрно-белой студенческой работе «предугадано то ощущение бездомности и сиротства, что вскоре охватит Таджикистан, вовлечённый в войну с самим собой»[3]. Фильм получил ряд призов на международных кинофестивалях. Второй фильм «Кош-ба-кош» (1993), снятый во время межнациональных конфликтов в Таджикистане, рассказывал «про молодую жизнь, которая пытается привыкнуть к войне, про всё те же одиночество и бездомность, про любовь»[3] и был отмечен «Серебряным львом» кинофестиваля в Венеции[4]. Трагикомедия «Лунный папа» (1999) по сценарию Ираклия Квирикадзе с Чулпан Хаматовой и Морицем Бляйбтроем в главных ролях стала его наиболее известной режиссёрской работой. Андрей Плахов увидел в ленте «цветистую экзотичность в духе Параджанова — Маркеса — Кустурицы»[3]. Но кинокритик отмечает, что «Бахтиёр Худойназаров далеко ушёл и от поэтического реализма, и от мифологизации провалившегося в прошлое самодостаточного советского космоса. По ходу сюжета фильм не раз меняет жанровые ориентиры, перепады интонации колеблются в интервале от пафоса до стёба. В чём, безусловно, угадываются неотъемлемые признаки маньеризма как ведущего стиля западного кино»[3].

Мировая премьера следующего фильма Бахтиёра Худойназарова, трагикомедии «Шик», состоялась в рамках Берлинского кинофестиваля в 2003 году[5]. Фильм также участвовал в конкурсной программе фестиваля «Кинотавр», где был награждён Гран-при.