Бежар, Арманда


Арма́нда-Грези́нда-Клэр-Элизабе́т Бежа́р, госпожа Молье́р, затем — госпожа Гере́н (фр. Armande-Grésinde-Claire-Élisabeth Béjart;1642 (?) — 30 ноября 1700, Париж) — французская актриса, младшая представительница театральной фамилии Бежаров.

Родилась в 1642 году (по другим данным, в 1645). Происхождение Арманды до сих пор в точности не установлено. В документе о завещании 1643 г. среди детей королевского смотрителя лесов и водоёмов из Лангедока Жозефа Бежара (15851641) и его супруги Марии Эрве-Бежар (15931670) упоминается «некрещенная девочка» (фр. „une petite non baptisée“), однако существует предположение, что в действительности Арманда родилась от внебрачной связи Мольера и старшей дочери Жозефа Бежара, актрисы Мадлены Бежар (16181672) в 1645 г. во время их странствий по провинции с труппой Дюфрена. Для Мадлены это был бы уже не первый ребёнок, — 3 июля 1638 г. от внебрачной связи с шевалье де Моден она родила девочку, названную Франсуазой. Акта о рождении Арманды Бежар найдено не было.

В 1653 г. в Лионе Арманда под именем мадмуазель Мену́ дебютирует в труппе Мольера-Дюфрена, где играет роли детей в трагедиях Расина. Летом 1662 г. она впервые выступает в комедиях Мольера в больших ролях Леоноры в «Школе мужей» и Орфизы в пьесе «Докучные». Её сценическое обаяние производило на публику большой эффект. Согласно свидетельствам современников, она имела заурядную фигуру, но в целом, была привлекательна, несмотря на очень маленькие глаза, большой и невыразительный рот; даже в незначительных ситуациях она держалась с грацией, несмотря на то, что почти всегда противостояла моде. У неё был чрезвычайно приятный голос, и она с большим вкусом пела по-французски и по-итальянски.[1] Это описание сходно с портретом Люсиль, героини комедии «Мещанин во дворянстве», которую играла Арманда:

Клеонт. <...> глаза у неё небольшие, но зато это единственные в мире глаза: столько в них огня, так они блестят, пронизывают, умиляют.

Клеонт. Да, но он таит в себе особую прелесть: этот ротик невольно волнует, в нем столько пленительного, чарующего, что с ним никакой другой не сравнится.

Клеонт. Верно, но это придает ей своеобразное очарование. Держит она себя обворожительно, в ней так много обаяния, что не покориться ей невозможно.