Безэховая камера


Безэ́ховая ка́мера (БЭК) — помещение, в котором не возникает эхо. Безэховые камеры бывают следующих видов:

Обычно такие камеры конструируют так, чтобы они ещё и изолировали камеру от внешних сигналов (акустических или радиочастотных). Всё это позволяет производить измерения сигнала, пришедшего непосредственно от источника, исключив отражения от стен и шум извне, сформировав таким образом нахождение источника в свободном пространстве.

Безэховые камеры обычно используются в акустике для имитации неограниченного пространства, в котором ушедшие от источника звуковые волны никогда не возвращаются обратно. В таких камерах проводят измерение (построение) диаграмм направленности излучения (или чувствительности) громкоговорителей (или микрофонов); изучают распределение шумов от промышленных изделий[1].

Все поглотители звука в той или иной степени являются и изоляторами звука. И наоборот. Эффективность материалов сильно разнится и зависит как от внутренней структуры, так и от геометрии поверхности. Наиболее эффективно работают криволинейные элементы из разнопородного дерева с применением эффекта реверберации, а также из некоторых минералов ракушечник, гипс, граниты, силикаты, и т.п. Как вспомогательные используются акустические закрытоячеистые и открытоячеистые пористые и волокнистые материалы (минеральные ваты, пенополиэтилены, войлок и т. п.). Для некоторых материалов, например, минеральных ват, большое значение имеет их высокая плотность от 120 кг/м³. Для других, например, вспенённый полиэтилен, минимальный, меньше 1 мм, размер газовой ячейки.

В СССР меломаны иногда строили подобия таких камер, а, точнее, импровизированные акустические студии, оклеивая стены и потолок комнаты рельефными поддонами (лотками для яиц), изготовленными из крафткартона. Который по сути является прессованной целлюлозой и приближен по акустическим характеристикам к древесине. За счёт небольшого эффекта реверберации на пирамидальных выступах и впадинах лотков удавалось достичь улучшения акустических характеристик помещения и небольшого снижения шума для соседей. В профессиональных же концертных залах повсеместно используется обшивка стен и потолка натуральным деревом разных пород с различной геометрией поверхности.

Внутреннее устройство радиочастотной камеры подобно акустической камере, однако для покрытия поверхностей вместо поглотителей звука используется радиопоглощающий материал (РПМ).