БелАЗ-540


«БелАЗ-540» — белорусский советский карьерный самосвал, который выпускался Белорусским автомобильным заводом с 1965 по 1985 год.

Автор дизайна — Валентин Кобылинский. Он определил облик машины: с одноместной асимметрично поставленной кабиной с отрицательным наклоном ветрового стекла и сплошным капотом. В конце 1960 года Кобылинским были сделаны эскизы и чертежи общего вида и каркаса для модели, а в начале 1961 года сделана пластилиновая модель в масштабе 1:10. По ней и уточнённым чертежам конструкторы-грузовщики разработали кабину, облицовку и всё оперение самосвала[1].

14 сентября 1961 года был произведён первый опытный образец БелАЗ-540. Его отправили в Москву к открытию XXII съезда КПСС[1]. После этого машина на протяжении двух месяцев экспонировалась на ВДНХ CССP[1]. 9 апреля 1962 года первый опытный образец БелАЗ-540 поступил в опытную эксплуатацию в карьер Раздольного серно-химического комбината (Новый роздол). В течение 1962–1963 годов произвели ещё несколько опытных единиц БелАЗ-540, которые проходили заводские испытания. Самосвалы с номерами 6 и 7 были отправлены на приёмочные испытания на Михайловский рудник (Курская область). По результатам заводских и государственных испытаний конструкция самосвала была доработана и техническая документация на него в конце 1963 года выдана на подготовку производства[2].

Первый вариант дизайна имел двойные фары, объединённые прямоугольными плафонами. Когда позже была поставлена задача использовать ту же кабину и облицовку на более крупной «548-й» модели (грузоподъёмностью 40 т), тогда в качестве унифицированной облицовки появился похожий на «Г» буфер со встроенной в него правой фарой. Эта решило проблему использования унифицированной кабины на автомобилях разной грузоподъёмности.

В 1964 году по доработанной документации была произведена промышленная партия в 20 самосвалов, а в 1965 году началось серийное производство. Сначала БелАЗ-540 оборудовался двигателем Д12А-375Б, так как на Ярославском моторном заводе ещё не было освоено серийное производство более совершенного двигателя ЯМЗ-240.

В 1967 году начали выпускать БелАЗ-540А с двигателем ЯМЗ-240. Однако поставки моторов ЯМЗ были недостаточными, поэтому БелАЗ-540 с танковым двигателем продолжал выпускаться одновременно с «540А» до 1974 года.