Кобылинский, Валентин Сергеевич


Валентин Сергеевич Кобыли́нский (11 мая 1931 года, Ленинград — 4 ноября 2021 года, Москва) — советский художник-конструктор НАМИ и ВНИИТЭ, виднейший представитель промышленного дизайна 1950—1970 годов, стоявший у его истоков в СССР. Разработчик серии самосвалов: БелАЗ-540, БелАЗ-540А, БелАЗ-548, БелАЗ-549, аэродромного тягача БелАЗ-7421, крана МКШ-25[1].

Родился в Ленинграде. Мать Леокадия Викентьевна Кобылинская, была полькой, родом из Варшавы. С началом Великой Отечественной войны, в середине июля 1941 года вместе с младшим братом был вывезен под Тутаев, а затем в Молотовскую область. Летом 1944 года вернулся в Ленинград[2]. В 1946 году, после 7 класса, поступил в художественно-промышленное училище на факультет металла.

В 1954 году окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной[2]. По распределению поступил на работу в Ленинградский филиал Союзгипроторга, где главным архитектором был Владимир Аполлинарьевич Герасимов, брат известного кинорежиссёра. Проектировал столовые, кафе, магазины и другие предприятия торговли[2].

В 1955 году вместе с женой переехал в Москву, где устроился в НАМИ, в конструкторское бюро кузовов к Юрию Ароновичу Долматовскому[2]. Затем стал одним из первых сотрудников Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ) с момента его основания в 1962 году[2]. Автор многочисленных дизайн-проектов тяжелой техники различного назначения (грузовой колесный транспорт, тягачи, тракторы, монтажные краны (10-63 тонн) и многое другое) для Белорусского, Минского и Ульяновского автозаводов, Харьковского тракторного завода, Министерства монтажных и специальных строительных работ СССР[2][3].

Важнейшим этапом в творчестве мастера стало сотрудничество с Белорусским автозаводом в Жодино, где с его участием были созданы серийные карьерные самосвалы БелАЗ-540, БелАЗ-540А, БелАЗ-548, БелАЗ-549, аэродромный тягач БелАЗ-7421. Продукция завода БелАЗ по дизайн-проектам Кобылинского в 1968 году была удостоена Государственной премии СССР в области науки и техники, а сам автор в 1971 году стал кавалером ордена «Знак Почёта»[2][4][5].

Участвовал в создании машины НАМИ-050 «Белка» (в том числе автор поворотника машины в виде стилизованной белочки), сделал проект грузовика с классической компоновкой для МАЗа, создал эскизы внедорожника УАЗ-469 и автобуса ПАЗ-652, крана МКШ-25 и трактора Т-150[4].