Беланже, Жан-Батист


Жан Батист Шарль Жозеф Беланже (4 апреля 1790, Валансьен — 8 мая 1874, Нёйи-сюр-Сен) — выдающийся французский инженер, математик и гидромеханик. Профессор прикладной механики Центральной школы искусств и мануфактур (École Centrale des Arts et Manufactures), Парижской Политехнической школы (École Polytechnique) и Национальной школы мостов и дорог (École des Ponts et Chaussées) Франции.

В 1816 году, получив квалификацию инженера, начал работать в качестве члена инженерного корпуса мостов и дорог в Ла Реоле, городе на реке Гаронна примерно в 50 км к юго-востоку от Бордо. В 1821 году Беланже начал работать над проектом судоходного канала на Сомме. Это был большой проект, работа над которым была начата ещё в 1770 году и не завершена до 1843 года. Через пять лет работы над проектом, во время которого он разрабатывал каналы, водоснабжение канала и управление водными ресурсами, Беланже переехал в 1826 году для работы над созданием судоходного канала в Арденнах. Во время работы на этих каналах с 1821 года, Беланже начал применять мощные математические методы для изучения потока воды в каналах. Именно на этих двух проектах он изучал, в частности, гидравлику постепенно переменных открытых потоков канала.

Позже Ж. Б. Беланже работал профессором в Центральной школе искусств и мануфактур (1834—1864), в Национальной школе мостов и дорог (1841—1855) и в Парижской Политехнической школе (1851—1860). Одним из учеников Беланже в Национальной школе был Густав Эйфель (1832—1923), который построил Эйфелеву башню.

В 1860 году Ж. Б. Беланже прекратил преподавательскую деятельность в Политехнической Школе, но продолжал читать лекции в Центральной школе искусств и мануфактур до выхода на пенсию в 1864 году.

Его значительным вкладом в 1828 году стала разработка уравнения водослива для неравномерного движения воды в открытых каналах (Belanger 1828) и применения импульсного принципа гидравлического прыжка потока в 1838 г. (Belanger «Notes sur l’Hydraulique» (1841)).

В открытом канале переход от высоких скоростей потока к ​​речному движению потока — это особенность, которая носит теперь название «Гидравлический прыжок».[4]