Центральная школа искусств и мануфактур


Центральная школа искусств и мануфактур (фр. École Centrale des Arts et Manufactures), известная как Центральная школа Парижа (фр. École centrale Paris) — одна из «больших школ» Франции в области науки, техники и искусства. В 2015 году объединилась с Высшей школой электричества и образовала CentraleSupélec (фр.), ставшую частью Университета Париж-Сакле.

Открыта 3 ноября 1829 года, входила в число самых престижных и избранных высших школ Франции. Основанная при становлении предпринимательских традиций во времена Промышленной революции, школа служила колыбелью для инженеров и руководителей высшего звена, которые по-прежнему составляют основную часть лидеров промышленности во Франции. С XIX века её модель образования для подготовки инженеров общего профиля вдохновила на создание нескольких технических университетов по всему миру, таких как Федеральная политехническая школа Лозанны в Швейцарии, Политехнический факультет Монса в Бельгии, а также других технических школ — членов альянса Ecole Centrales Group во Франции, Марокко, Китае и Индии[1].

Центральная школа искусств и мануфактур основана в 1829 году как частное высшее учебное заведение Альфонсом Лавалле, юристом и известным промышленником из Нанта, вложившим большую часть своего личного состояния в её создание, вместе с тремя ведущими учёными, которые стали его партнерами: физиком Эженом Пекле, химиком Жаном-Батистом Дюма и математиком Теодором Оливье[2]. Примечательно, что Лавалле был акционером газеты «Le Globe», которая в 1831 году стала официальным органом сенсимонизма.

Принципиальным отличием от большинства других инженерных школ, готовивших выпускников к государственной службе, была их ориентация на самостоятельную деятельность в зарождавшейся промышленности Франции. Школа должна была выпускать «врачевателей для фабрик и заводов»[3], способных разобраться во всех производственных процессах и организовать эти процессы, в том числе и никогда ранее не встречавшиеся. Соответствующим был и её девиз: «Лидер, Предприниматель, Новатор». Для этого студентам давались фундаментальные и прикладные знания в самых различных областях технических наук и даже искусства — в частности, тут преподавали основы архитектуры.