Белый лотос (секта)


Белый лотос (кит. упр. 白蓮教, пиньинь báiliánjiào, палл. Байляньцзяо — букв. «учение Белого лотоса») — тайная буддийская секта, Байляньшэ (кит. тр. 白蓮社) — «Общество Белого Лотоса»[1], положившие начало многим китайским буддийским или даосским религиозным братствам и тайным обществам, существовавших в разные эпохи[2]. Объединяло эти движения сходство синкретических доктрин эсхатологического толка и практика традиционной гимнастики и боевых искусств.

Предположительно «Общество Белого Лотоса» было создано на основе организации Ляньшэ, руководителем и основателем «Общества лотоса» был «один из самых глубоких китайских мыслителей», монах Хуэйюань (334—416), знаменитый ученик Даоаня, который оказал существенное влияние на развитие китайского буддизма и буддийской цивилизации. Одними из результатов его деятельности было основание монастыря Дунлиньсы в горах Лушань в 384 году и создание общества Байляньшэ («Общество Белого Лотоса») в 402 году. На основе Байляньшэ было создано «Учение Белого Лотоса» — Байляньцзяо, давшее начало целому ряду религиозных сект[3].

«Общество Белого Лотоса» объединяло, в основном, монахов, ремесленников и крестьян, поклонявшихся Будде. Основой учения была религия, сочетавшая в себе принципы буддизма и идеи борьбы против монгольского владычества в Китае[4].

Борьбу китайского народа против маньчжуров возглавили тайные общества: Гэлаохой («Общество старших братьев»), Саньхэхой («Общество Триады») и другие. Крупнейшим из них и самым старым по времени образования (с начала проникновения в Китай буддизма) было общество Байляньцзяо («Учение Белого Лотоса»). Возникнув как религиозная секта буддийского направления, в конце XI века, общество стало приобретать черты политической организации во времена монгольского правления в Китае. Вероучение в секте объединялось с физической подготовкой и не отвергало насилие и вооружённое восстание для достижения религиозных целей. Наряду с искусством целебного массажа и заучиванием мантр адептов «Белого Лотоса» учили элементам ушу и других боевых искусств. Глава восстания 1774 года Ван Лунь особое значение придавал физической выносливости учеников и военным упражнениям[5].