Бельжика (судно)


Йохан Кристиан Якобсен (1884–96)
Адриен де Жерлаш (1896–97)
Бельгийская антарктическая экспедиция (1897–99)
Адриен де Жерлаш (1899–1902)

Бельжика — название двух бельгийских исследовательских кораблей. Оба корабля названы по римской провинции Белгика, образованной в 16 до н. э. в области расселения кельтского племени белгов.

Первый корабль известный как «Бельжика» был построен Кристианом Бринчем Якобсеном в 1884 году в Свельвике (Норвегия) и изначально назывался Патриа[1]. Корабль был 35,97 м длиной, 7,62 м шириной и 4,11 м высотой[1], и вместимость 336 тонн. Про строительстве корабля использовались сосна и дуб. Кроме парусов, корабль был оснащён паровой машиной[2]. Изначально корабль предназначался для промысла китов[3] и был специально укреплён, чтобы сделать возможным плавание во льдах[4].

Корабль был приобретён Адриеном де Жерлашем для бельгийской антарктической экспедиции[3] и 4 июля 1896 года назван «Бельжика». По случаю крещения корабля был дан салют. Гружённая 40 тоннами провианта «Бельжика» отплыла из Антверпена в Антарктику 16 августа 1897 года: на борту корабля находились 23 члена экипажа, в том числе и сам Жерлаш, штурман Руал Амундсен, биолог, зоолог, ботаник и спелеолог Эмиль Раковицэ и судовой врач и фотограф Фредерик Кук[5]. 28 февраля 1898 года судно оказалось затёрто во льдах, и только 14 марта 1899 года смогло начать обратный путь в Антеверпен, куда и прибыло 5 ноября 1899 года.

Позднее судно было приобретено Филиппом Орлеанским, и использовалось им совместно с Жерлашем для дальнейших экспедиций. После первой мировой войны «Бельжика» сначала была приобретена «Норвежским угольным синдикатом», переименована в «Исфьорд» и использовалась для перевозки угля из Арктики[6], а затем использовалась для ловли и переработки рыбы у Лофотенских островов. В мае 1940 Вооружённые силы Великобритании превратили «Бельжику» в плавучий арсенал.

19 мая 1940 года «Бельжика» пострадала в ходе бомбардировки Люфтваффе и затонула во фьорде около города Харстад.