Амундсен, Руаль


Ру́аль Э́нгельбрегт Гра́внинг А́мундсен (норв. Roald Engelbregt Gravning Amundsen; 16 июля 1872 — 18 июня 1928) — норвежский полярный путешественник-исследователь и рекордсмен, «Наполеон полярных стран» по выражению Роланда Хантфорда[5].

Первый человек, достигший Южного полюса (14 декабря 1911 года). Первый человек (совместно с Оскаром Вистингом), побывавший на обоих географических полюсах планеты. Кроме того, воздушная трансарктическая экспедиция 1926 года под руководством Р. Амундсена является первой из заявивших о достижении Северного полюса, чей результат никем не ставится под сомнение. Первый путешественник, совершивший морской переход Северо-Западным проходом; позднее организовал и возглавил вторую в истории успешную экспедицию Северо-Восточным морским путём (вдоль берегов Сибири), — став, таким образом, первым человеком, замкнувшим кругосветную дистанцию за Полярным кругом. Один из пионеров применения авиации и воздухоплавательных средств — гидросамолётов и дирижаблей — в арктических путешествиях.

Погиб в 1928 году во время поисков потерпевшей крушение экспедиции Умберто Нобиле. Имел государственные и общественные награды многих стран мира, в том числе высшую государственную награду США — Золотую медаль Конгресса, его именем названы многочисленные географические и иные объекты.

Генеалогия рода Амундсенов может быть прослежена с XVII века: это были крестьяне с острова Асмалёй на границе Норвегии и Швеции. Прадед Руаля смог приобрести землю на материке под Шебергом. Дед Руаля был первым в роду, кто носил фамилию Амундсен, отец Руаля — Йенс Амундсен (1820—1886) — был четвёртым из 12 детей. Братья Амундсены, занимаясь морской торговлей, владели общей усадьбой в Борге, недалеко от Сарпсборга, где река Гломма впадала в Скагеррак. К 1880-м годам во владении семьи было 20 парусников и пароход, имелась даже собственная судоверфь[6][7].

Йенс Амундсен разбогател во время Восточной (Крымской) войны, поставляя британским и французским войскам зерно и солому; его парусник «Феникс» во время первой осады Севастополя использовался для размещения британских офицеров[8]. В 1866 году Йенс Амундсен совершил рейс из Китая на Кубу, доставив на кубинские сахарные плантации 300 китайских кули. О его характере свидетельствует следующий эпизод: во время плавания кули взбунтовались, но всё закончилось тем, что Й. Амундсен принудил их повесить вожака[9].

В 1863 году, в возрасте 43 лет он женился на дочери таможенного чиновника Ханне Хенрике Густаве Салквист. В семье было четверо детей — все сыновья:


Дом в Борге, где родился Руаль Амундсен. Фото 2011 года
Руаль Амундсен в возрасте 3 лет
«Бельжика», вмёрзшая во льды. Фото Фредерика Кука, 1898 год
Амундсен в полярной экипировке, на ногах у него снегоступы. Постановочная фотография 1899 года
Карта арктических экспедиций Амундсена
«Йоа» прибывает в Ном 31 августа 1906 года
Экипаж «Йоа» празднует Рождество 1903 года на зимовке. Слева направо: Х. Хансен, Р. Амундсен, Линдстрёмбашлыке), Вик, Лунд. На заднем плане Ристведт. Фото Г. Хансена
Экипаж «Йоа» в порту Ном после преодоления Северо-Западного прохода. В первом ряду слева направо: Амундсен, Педер Ристведт, Адольф Линдстрём, Хельмер Хансен. В верхнем ряду Годфрид Хансен и Антон Лунд. Густав Вик к тому времени уже скончался
«Йоа» под защитным шатром
Карта антарктической экспедиции Амундсена
Амундсен в своём рабочем кабинете в усадьбе «Ураниенборг». 7 марта 1910 года
«Фрам» под парусами
Палатки во «Фрамхейме», предназначенные для размещения собак и хранения припасов. На переднем плане — склад свежего мяса, огороженный снежным забором
Команда Амундсена занимается подгонкой одежды во «Фрамхейме» полярной зимой 1911 года. Амундсен — первый справа, рядом с ним Ялмар Йохансен
Складские помещения «Фрамхейма», оборудованные в леднике. На фото — Оскар Вистинг на складе керосина
Амундсен в эскимосской полярной экипировке. Обувь переделана под лыжное крепление Витфельда — Хёйер-Эллефсена, оставляющее пятку свободной[135]
Ледник Акселя Хейберга, по которому команда Амундсена поднялась на Полярное плато
На Южном полюсе. Слева направо: Амундсен, Хельмер Хансен, Сверре Хассель, Оскар Вистинг. Фотограф: Олаф Бьоланд, декабрь 1911 года
Хельмер Хансен и Амундсен определяют свои координаты на Южном полюсе. Хорошо виден искусственный горизонт, положенный на продовольственный ящик
Золотая медаль Южного полюса, которой были награждены Амундсен и его команда. 1912 год
Амундсен. Фронтиспис английского издания книги «Южный полюс»
Слева направо: Руаль Амундсен, Эрнест Шеклтон, Роберт Пири. Фото 1913 года
Э. Сем-Якобсен и Амундсен (сидит позади)
«Мод» в море 7 марта 1918 года
Амундсен в 1920 году
Команда «Мод» на Чукотке. Третий слева Геннадий Олонкин. В центре — Оскар Вистинг
Амундсен с приёмными дочерьми. Камилла слева, Каконита справа
О. Омдаль и Р. Амундсен. Диринг, Аляска, 28 июня 1922 года
Амундсен в Ню-Олесунне у своего самолёта «Дорнье»
N25 на Шпицбергене при подготовке к старту. Май 1925 года
Гидроплан Dornier N25 Амундсена над Осло-фьордом 5 июля 1925 года
Амундсен до и после попытки авиаперелёта
Дирижабль N‑1 «Норвегия»
Причальная мачта «Норвегии» в Ню-Олесунне. Фото 2005 года
«Норвегия» в Ню-Олесунне
Амундсен в последние годы жизни
Амундсен в полярной экипировке
«Латам-47» — последний самолёт Амундсена. Тромсё, 18 июня 1928 года
Топливный бак погибшего «Латама-47», экспонируемый в Полярном музее Тромсё
К. Беннетт в 1900-е годы
Памятник Амундсену в Ню-Олесунне