Челлини, Бенвенуто


Бенвену́то Челли́ни (итал. Benvenuto Cellini; 3 ноября 1500, Флоренция — 13 февраля 1571, Флоренция) — выдающийся итальянский скульптор, ювелир, живописец, художник-медальер, гравёр, писатель-историограф и музыкант периода маньеризма флорентийской школы. Человек беспокойного и буйного нрава, он прожил авантюрную жизнь, отмеченную контрастами, страстями, преступлениями, из-за чего часто был вынужден отправляться в изгнание или бежать. Он оставил прекрасные произведения искусства и важные литературные памятники эпохи: собственное жизнеописание, трактаты и многочисленные письма.[2][3].

Бенвенуто Челлини родился 3 ноября 1500 года во Флоренции. Его мать —Лизабетта Граначчи; отец — Джованни Челлини, инженер-строитель, музыкант и резчик по слоновой кости, которого сын вспоминал ещё и как создателя «прекраснейших альтов, лютней, арф», «красивых и превосходных», а также «чудесных» органов и клавесинов, «самое лучшее и красивое, что можно было увидеть в то время»[4].

Родители были женаты восемнадцать лет до рождения первенца. Бенвенуто был вторым долгожданным ребёнком в семье. Имя «Бенвенуто» означает по-итальянски «желанный гость», или «добро пожаловать, с прибытием». Отец хотел сделать из сына музыканта, но, когда ему было пятнадцать, неохотно согласился отдать его в ученики к ювелиру, сначала к Микеланджело Брандини, затем, в 1515 году, к Антонио ди Сандро по прозванию Марконе. В шестнадцать лет Бенвенуто уже проявил свой беспокойный и буйный характер и привлёк к себе внимание во Флоренции, приняв участие в драке с юными товарищами. Он был выслан из Флоренции в 1516 году вместе со своим братом Чеккино в Сиену, где пробыл «много месяцев», изучая ювелирное дело в мастерской Франческо Касторо[5]. Из Сиены он переехал в Болонью, где приобрёл опыт игры на корнете и флейте, а также добился успехов в профессии ювелира. После скитаний по Италии и визита в Пизу Челлини снова отправился во Флоренцию, где вернулся к работе у Антонио ди Сандро, благодаря которому он также познакомился со скульптором Пьетро Торриджано; позже он подружился с другим ювелиром, Франческо Салимбене, с которым он «очень хорошо зарабатывал и усердно учился». Однако новые драки вынудили его снова бежать из Флоренции.

В возрасте девятнадцати лет в 1524 году будущий художник переехал в Рим, где сблизился с влиятельными канониками Ватикана. В 1524 году Бенвенуто Челлини открыл собственную мастерскую и присоединился к духовому оркестру папы Климента VII в качестве корнетиста[6].