Бенвенуто Челлини (опера)


«Бенвенуто Челлини» (фр. Benvenuto Cellini), opus 23 — опера в трёх действиях французского композитора Гектора Берлиоза. Либретто Л. де Вайи и О. Барбье. Премьера состоялась 10 сентября 1838 года в Париже. Премьера второй редакции — 17 ноября 1852 года в Веймаре.

В 1834 году Берлиоз, де Вайи и Барбье предложили Парижской Опера-комик либретто в стиле комической оперы с разговорными диалогами. Но дирекция отвергла её. Тогда авторы переписали его в более приемлемом для тогдашней публики виде, заменив диалоги речитативами. Первоначально опера шла в двух действиях. Тем не менее новаторство оперы по сравнению с господствовавшим на сцене большим стилем привело к провалу премьеры в сентябре 1838 года. Опера надолго была забыта. В 1851 году Ференц Лист, согласовав изменения с Берлиозом, поставил оперу в новой редакции, теперь уже в трёх действиях, на сцене оперного театра в Веймаре. Таким образом, опера существует в трёх редакциях: 1834, 1838 и 1851 годов. Окончательно на сцене утвердилась редакция 1851 года, хотя в последнее время она, как правило, идёт в двух частях (без перерыва между первым и вторым действиями).

Либретто написано по мотивам автобиографии Челлини «Жизнь Бенвенуто Челлини, написанная им самим во Флоренции».

В Риме разгар карнавала. Дочь папского казначея Бальдуччи Тереза в окно наблюдает за веселящейся толпой. Бальдуччи не в духе. Он недоволен тем, что папа пригласил в Рим флорентийского скульптора Челлини и заказал ему отливку статуи Персея. Ведь в Риме есть свой скульптор — Фьерамоска, который справился бы не хуже с этим заказом. Тем более, что сам Бальдуччи смотрит на Фьерамоску как на будущего зятя и прочит Терезу ему в жены. Тереза не обращает внимания на ворчание отца, и Бальдуччи уходит. Под окном поклонники Терезы в масках. Они поют куплеты, и в окно влетают цветы. В одном из букетов записка от Челлини. Он пишет о своей любви. Тереза и сама влюблена в молодого флорентийца. Звучит ария Терезы «Les belles fleurs!.. Entre l’amour et le devoir».

Челлини входит в комнату. Тереза радостно встречает его. Но следом за флорентийцем пробирается Фьерамоска, который, спрятавшись, ревниво следит за объяснением влюбленных. Он тоже любит Терезу. Трио «Cellini!.. Teresa! Ne fuyez pas ma vue!.. Ce n’est pas en forзant les grilles». Челлини прощается и уходит. Неожиданно возвращается Бальдуччи. В комнате дочери он застает Фьерамоску. Бальдуччи возмущен тем, что он пытается встретиться с Терезой за его спиной. С трудом Фьерамоска вырывается и убегает.