Бергамаско, Карл Иванович


Карл Иванович Бергамаско (1830, Сардиния[3] — май 1896, Санкт-Петербург) — российский фотограф XIX века, итальянский подданный.

Карл Бергамаско прибыл из Италии в Петербург в 1848 году. По прибытии поступил в Михайловский театр хористом во французскую труппу, но проработал всего около года. Во время одного из спектаклей произошёл несчастный случай — на актёра упала декорация, и Карл получил увечье. Был «уволен с пансионом»[4].

Ещё работая хористом, Бергамаско всерьёз увлекся фотографией, только входившей в моду в России. Освоив азы этого необычного ремесла, Карл вполне осознанно строил планы сделать фотографию делом своей жизни и средством к безбедному существованию. В 1850 году, ещё состоя на службе в театре, Бергамаско открывает одно из первых в Петербурге «дагерротипных заведений», неподалёку от Большого театра. Вскоре со своим заведением переезжает на Большую Итальянскую.

Бергамаско посещал Париж с целью изучения работы специальной фотографии при парижской опере. В 1858 году Карл Бергамаско получил звание «неклассного художника по живописи акварельной пейзажной». Фотограф сосредотачивается на работе с актёрами и околотеатральной публикой. Бергамаско умел делать всех своих моделей привлекательными, искусно подчёркивая в своих работах достоинства и скрывая недостатки во внешнем виде заказчика. За своё искусство он вскоре был вознаграждён: уже с 1863 года Карл получил право именоваться «фотографом Императорских театров» с условием, что «Бергамаско обязался безвозмездно составлять для дирекции архивный и справочный альбом из портретов артистов во всех костюмах из новых балетов и опер, поставляемых на здешней сцене».

В 1865 году журнал «Фотограф» оповестил своих читателей, что «Бергамаско назначен фотографом Его Императорского Высочества Великого Князя Николая Николаевича» (старшего). Этот факт был незамедлительно отражён на фирменных бланках Карла Бергамаско. С этого момента его слава постоянно растёт, Карл Иванович стал из одним ведущих фотопортретистов столицы, модным и дорогим мастером. Его работы неизменно занимают призовые места на европейских выставках: Берлин — 1865 год (золотая медаль), Париж — 1867, Гамбург −1868, Гренинг — 1869, Петербург — 1870, Вена — 1873, Лондон — 1874, Филадельфия — 1876 год, Париж — 1878 (золотая медаль). Он становится членом Французского фотографического общества.

Бергамаско модный фотограф, особенно любимый Адонисами обоего пола и не напрасно: художественная фотография Бергамаско, очень беззаботная насчет сходства портретов, всех дам изображает красавицами и всех молодящихся старичков полными сил, цветущими молодцами. Зато и цены дерет господин Бергамаско вполне художественные
Вл. Михневич «Наши знакомые», 1884 год.