Береговский, Моисей Яковлевич


Моисей Яковлевич Береговский (28 декабря 1892, Термаховка — 12 августа 1961, Киев) — советский музыковед и исследователь еврейского фольклора. Ему удалось перед Второй мировой войной записать и, тем самым, спасти тысячи еврейских народных песен, а также многие музыкальные представления из репертуара народного театра.

М. Я. Береговский родился в селе Термаховка Киевской губернии. Окончил Киевскую консерваторию, продолжил образование в Петроградской консерватории. В 1920 г. организовал в Киеве детскую музыкальную школу, руководил хором. В 1922-24 гг. преподавал пение в 48-м еврейском детском доме в Петрограде, куда собрали осиротевших и обездоленных погромами детей с Украины. Работал в Малаховской опытно-показательной школе под Москвой, где были собраны интересные, творческие преподаватели — рисование там какое-то время вел Марк Шагал. С 1926 г. М. Я. Береговский заведовал детским отделением музыкальной школы в Киеве.

С 1927 года Береговский занимается систематическим изучением еврейского фольклора. Зачислен в штат Института еврейской пролетарской культуры Всеукраинской академии наук, впоследствии заведовал там Кабинетом музыкальной фольклористики, а после закрытия института в 1936 г. возглавлял фольклорную секцию Кабинета еврейской культуры АН УССР.

Примерно с 1929 до начала Великой Отечественной войны и после окончания войны по 1947 год Береговский совершал этнографические поездки, собирая светскую еврейскую музыку в разных частях Советской Украины. Его работы составляют самую большую и наиболее тщательно описанную коллекцию такого рода для до- и послевоенной Европы. Особенно его интересовала клезмерская музыка, гораздо меньше изученная, чем народная песня на идиш. К 1941 год коллекцмия, по его словам, насчитывала около 700 экземпляров. Туда входили как результаты его собственных полевых исследований, так и записи дореволюционных экспедиций Зиновия Ароновича Кисельгофа (1878—1939). Часть этих материалов были переданы Береговскому самим Кисельгофом, часть, после смерти Зиновия Ароновича были переданы в Киев его дочерью[2][3][4].

Во время войны, в 1944 году, защитил в Московской консерватории кандидатскую диссертацию о еврейской инструментальной музыке.

Докторскую диссертацию о пуримшпилях — народных музыкально-театральных представлениях, — которая была готова к 1946 году, защитить уже не удалось: началась кампания по борьбе с низкопоклонством перед Западом. Как пишет дочь музыковеда, профессор Э. М. Береговская: «Идея этого труда, вскрывавшего глубинные связи народного театра с западным, оказались „непроходимыми“, недиссертабельными, а кривить душой в угоду конъюнктуре отец не хотел.» («Арфы на вербах», с. 12)