Бернштейн-Коган, Сергей Владимирович


Серге́й Влади́мирович Бернште́йн-Ко́ган (15 мая 1886, Кишинёв, Бессарабская губерния — 1951, Москва) — российский и советский экономист, экономико-географ, специалист по экономической географии водного транспорта и промышленности, один из пионеров этих направлений в СССР[1][2][3], на протяжении 1920-х годов глава районной школы в отечественной экономической географии[4][5]. Автор ряда научных трудов по общей экономической географии, теории размещения промышленности и транспорта, экономическому районированию, исторической географии и промышленной социологии.

Сергей Владимирович Бернштейн-Коган родился 15 мая (по старому стилю) 1886 года[6] в бессарабском губернском городе Кишинёве в еврейской семье. Его родители, выпускник Дерптского университета, инженер-технолог Владимир Матвеевич (Вольф Мотелевич) Бернштейн-Коган (1851—?) и Августа Карловна Коган, принадлежали к купеческому сословию. В семье также росли старшие сёстры Надежда (род. 1883) и Елена Мария (род. 1880)[7], братья Александр (род. 1881)[8] и Матвей (род. 1888)[9].

Учился в кишинёвской гимназии, из которой был исключён за участие в революционных кружках. В 1902 году поступил в Лозанскую Высшую инженерную школу, с 1906 года учился на экономическом отделении Политехнического института (политехникума) в Петербурге у доцента П. Б. Струве, чьи лекции Бернштейн-Коган опубликовал в 1910 году с собственными комментариями. Ещё будучи студентом опубликовал влиятельную монографию «Численность, состав и положение петербургских рабочих» (1910) и ряд статей, вошедших в редактируемые П. Б. Струве экономические обзоры (см. например, Некоторые особенности и преобразование аграрного строя России по закону 9 ноября. Московский ежегодник, № 20 от 22 мая 1910 года). В 1909—1913 годах входил в редколлегию институтского сборника статей о студенческой жизни «Политехник», с 1912 года — газеты «Голос политехника», которая выходила в типографии товарищества издательского дома «Копейка» с 9 (22) ноября 1912 года и одним из основателей которой был С. В. Бернштейн-Коган[10].

После окончания Политехнического института в 1912 году был оставлен в нём преподавателем, одновременно работал статистиком в Бюро экономических изысканий Управления внутренних водных и шоссейных дорог, подготовил «Очерк развития и современного состояния внутреннего водного транспорта в главнейших странах Западной Европы и в Северной Америке» в двух выпусках (СПб, 1912 и 1913). В том же году был призван в армию; после демобилизации в конце 1915 года работал в Особом совещании по топливу (в 1917 году заместитель председателя Совещания).